Boîte en valise ("Коробка в чемодане") - экспонат, который вы обнаружите в Зале Сокровищ Театра-музея Дали в Фигерасе, где художник в свое время решил разместить преимущественно работы других мастеров, входящих в его собственную коллекцию.
Автор "Коробки в чемодане" - Марсель Дюшан, человек стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма, один из тех творцов 20-го столетия, которые вошли в историю искусства по той причине, что активно пытались разрушить его и в известном смысле преуспели.
В этом, кстати, заключаются одновременно ловушка и парадокс, о котором всегда следует помнить: выступая в крестовый поход против искусства, бойтесь победить - иначе вам неминуемо придется занять место поверженного врага.
Одержимый жаждой тотального разрушения, Дюшан подарил нашему миру (и, прежде всего, миру искусства) концепцию "ready-made objects" - согласно которой любой предмет (или их совокупность), произведенный промышленным способом, может стать художественным объектом лишь благодаря воле и автографу автора, или, например контексту определенной выставки или музея. практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора или контекст определенной выставки или музея.
Более жесткое оскорбление в адрес искусства, кажется, сложно себе даже представить - достатояно вспомнить объект под названием "Фонтан" (1917), представляющий не что иное, как элементарный писсуар, снабженный автографом Дюшана и датой. Тем не менее, Дюшан победил, доказательством чему служит следующий факт: крупнейшей французской премией в области современного искусства является как раз Премия Дюшана, учрежденная в 2000 году Ассоциацией по распространению французского искусства.
"Готовые объекты" Дюшана стоят больших денег, и тот же Сальвадор Дали, находившися с Дюшаном в приятельских отношениях, на протяжении всей карьеры активно практиковал создание "готовых объектов", многие из которых можно увидеть в Театре-музее. Собственно говоря, и сам Театр-музей следует рассматривать как гигантский многокомпонентный "реди-мейд", что, несомненно, закладывалось в концепцию своего любимого детища самим Дали, охарактеризовавшим свой музей как "самый крупный сюрреалистический объект в мире".
Что до "Коробки в чемодане" - этот готовый объект, выполненный Марселем Дюшаноном в 1958-ом и подаренный своему коллеге Дали, можно охарактеризовать как переносной мини-музей - как и множество других подобных "коробок", выполненных Дюшаном за карьеру. "Каждому поклоннику моего творчества - по музею!" - так можно охарактеризовать концепцию этого объекта.
Создавать ретроспективные «Коробки в чемодане» с миниатюрными репродукциями своих творений и заметками по поводу оригиналов и сопровождавших работу над ними обстоятельств, Дюшан начал в 1930-х годах. Сегодня «Зеленая коробка» 1934 года (один из экземпляров, сделанных М. Дюшаном вручную), коллекция из 93 документов, хранится в лондонской галерее Тейт Модерн. В Портлендском музее искусств (США) находится Красная коробка серии F. Всего же «коробок в чемодане» – 312, в большинстве из которых по 69 работ. В двадцать "коробок" включены по одному оригиналу.
Что до "Коробки в чемодане", представленной в экспозиции Театра-музея - это личный дар Марселя Дюшану Сальвадору Дали, преподнесенный одним творцом другому в Кадакесе. Красоту Кадакеса Дюшан оценил еще в 1930-ом, когда прибыл туда специально, чтобы познакомиться с молодым, усатым, талантливым и нахальным каталонцем, который мазал кончики усов финиковым медом (в ожидании мух, несущих ему вдохновение) и совместно с Луисом Буньюэлем создал фильм "Золотой век", от которого Дюшан был в полном восторге.
Спустя четверть века Дюшан снова вернулся в Кадакес, на самый край каталонского света, и снял здесь дом, раположенный совсем не далеко от дома Сальвадора Дали - чтобы вволю насладиться живописными пейзажами и запечатлеть улочки Кадакеса на камеру.
В одну из частых встреч с Сальвадором Дюшан, как мы уже сказали, в знак своей дружбы подарил Дали "Коробку в чемодане", включающую 68 миниатюрных репродукций его живописных и скульптурных работ и, разумеется, посвящение коллеге по цеху.
Среди объектов, включающих крошечную копию "Фонтана", "Воздух Парижа" (запаянную ампулу с парижским воздухом) и др. следует выделить изображение Моны Лизы с усами, и многообещающей надписью LHOOQ ("У неё в заду свербит"). Эту работу Дюшан впервые выполнил еще в 1919-ом, и Дали особенно любил её, каждый раз отмечая, что величайший шедевр всех времен и народов " «подвергся ультраинтеллектуальной атаке со стороны движения Дада».
Статьи по теме:
Write a comment