«Мальчик, ведущий лошадь» - одна из самых известных картин Пабло Пикассо "Розового периода", написанная художником зимой 1905 - 1906 г.г. и находящаяся в постоянной экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке.
"Мальчик, ведущий лошадь" - один из тех безусловных шедевров Пикассо, которые критики традиционно привыкли хвалить, не особенно вдаваясь в объяснения, почему они это делают.
Да и зачем здесь, честно сказать, какие-то объяснения? "Мальчик, ведущий лошадь" - попросту прекрасен, как и добрая половина "розовых" картин Пикассо. И, собственно, говоря, если бы все можно было объяснить словами, такого вида искусства, как живопись, не существовало бы, за ненадобностью, вовсе.
В картине отсутствуют лишние линии и ненужные детали, в чем явственно прослеживается влияние "Тулуз-Лотрека и товарищей".
В картине и вообще немногое есть: лениво написанное небо; пустынный, выжженный солнцем пейзаж, отражающий тоску художника по Андалусии, где Пабло появился на свет; конь благородных кровей; куда более плебейского происхождения мальчик - тем не менее, прекрасный, как и всякое юное существо...
Вот, пожалуй, и всё. В картине нет даже уздечки, хотя положение правой руки мальчика однозначно указывает на то, что уздечка должна быть - ведь должен же этот мальчк вести коня за что-то - и обычно, применительно к лошадям, в таких случаях используется уздечка.
Тем не менее, Пикассо не дал себе труда её написать - так что приходится примириться с мыслью, что мальчик ведет коня за мысленную уздечку. Впрочем, картину это нисколько не портит, и в конце концов, именно Пикассо написал эту вещь - так что право выбора: писать или не писать - в любом случае остается за ним.
Композиция картины "Мальчик, ведущий лошадь" не является самостоятельной и навеяна известной картиной Андреа Мантиньи "Парнас", которой Пикассо мог неоднократно любоваться в Лувре. На картине Мантиньи изображены Гермес в крылатом шлеме и крылатый конь Пегас.
Интересно, что по-испански "Пегас" - Pegáso, слово, по звучанию свроему весьма напоминающее фамилию художника. Так что заимствование сюжета у Мантиньи вовсе не исключает глубоко личных тайных смыслов и аллегорий.
Есть также все основания полагать, что "Мальчик, ведущий лошадь", вдохновлен картиной Поля Сезанна "Купальщик" (1885) - поистине ужасным со всех точек зрения полотном, которое также принадлежит в наши дни Музею современного исккусства в Нью-Йорке.
Сходство в исполнении и композии действительно велико, а в том, что Сезанн был для Пикассо и крупнейшим авторитетом, и образцом для подражания, нет никаких сомнений. Впрочем, посмотрите "Купальщика" Сезанна - и убедитесь сами.
Выставка работ Сезанна в 1904-ом году, в сочетании с публикацией афористических заявлений, выражающих его почитание великой традиции и личную приверженность равному балансу между `` взглядом и разумом '', и вообще сделали Сезанна идеальным «примитивным классиком» современной живописи, прекрасным противоядием от Бугро.
Многие критики стали называть стиль Сезанна на удивление «строгим» и «целомудренным», а его акварели, например - «столь же тщательно структурированные, как масляные картины»- сравнивались с «античной керамикой». Таким образом, лично для нас "уши" Сезанна, торчащие из картины Пикассо "Мальчик, ведущий лошадь" - не подлежат никакому сомнению.
Изначально картина "Мальчик, ведущий лошадь" являлась собственностью Амбруаза Воллара. В 1907-ом году её купили брат и сестра Лео и Гертруда Стайны, которые впоследствии продали её банкиру Паулю фон Мендельсону-Бартольди.
В октябре 1934 года полотно купил берлинский арт-дилер Юстин Таннхаузер. Затем картина была продана в США. С 1936 года владельцем произведения был коллекционер Уильям С. Пейли. В 1964 году он передал картину Нью-Йоркскому музею современного искусства.
Статьи по теме:
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment