Бронзовая скульптура Сальвадора Дали. В течение нескольких лет, с 1969 по 1972 год, Дали создал целую галерею сюрреалистических образов, воплощенных в воске. Большинство из них знакомы зрителю – художник использовал в создании скульптур те же образы, что и на его полотнах.
Почти все скульптуры были созданы в доме Дали в Порт-Льигате. По рассказам биографа Дали Роберта Дешарна, днем художник выносил воск в бассейн, по несколько часов занимался лепкой, а после обеда возвращался в студию, чтобы заняться живописью.
В 1973 году Дали заключил договор с испанским коллекционером Исидро Клотом. Клот приобрел восковые скульптуры и спроектировал из них четыре серии отливок в бронзе. Первые бронзовые отливки остались у коллекционера, остальные были проданы и разъехались по миру.
Видение ангела
«Видение ангела» посвящено единству человека и Бога. Образ Творца представлен в этой мистической скульптуре в виде большого пальца правой руки, из которого происходит все сущее (подобно ветвям древесного ствола).
«Перст Божий» — символ божественной воли, также вызывает ассоциации с башней… Человек, созданный Богом, стремится походить на Творца, но Бог всемогущ, и человек никогда не сможет превзойти его, каких бы вршин знканий и умений он не достиг.
Человеческая фигура, напоминающая дерево, ветви которого устремляются к небесам, а корни прочно привязаны к земле, отображает двойственную сущность человека. Фигурка закручинившегося ангела в стороне отражает несколько печальную двойственность человеческой природы и тщетность человеческих усилий, что подчеркивает костыль позади Ангела.
Алиса в стране чудес
Алиса в стране чудес — один из любимых художественных образов Дали. Эта вечная девочка своей детской наивностью и искренностью как нельля лучше объясняет извечную, но только лишь кажущуюся сумятицу сюрреалистического мира.
На деле всё проще. Сюрреализм, осиянный идеями "великого и страшного" Фрейда - всего лишь приглашение вернуться в счастливое детство и вновь обрести свободу, недоступную большинству "нормальных" взрослых.
Встреча с обитателями забавного, иногда сумасшедшего, и иногда и пугающего мира сюрреализма не приносит Алисе вреда, и её ясное десткое мировоззрение остается таким же незамутнённым.
Верёвка – символ постоянно окружающих нас (стоит лишь присмотреться повнимательней) хитросплетений вымысла и реальности. Руки и волосы Алисы превратились в розы, символ расцветающей женственности.
Танцовщица
Дали всегда восхищался искусством танца. Особенно близок ему был дух испанского фламенко, славившегося богатыми возможностями достойного выражения господствующих человеческих эмоций.
Танцовщица Дали движется в быстром темпе. Она полна танцевальной энергии. Ее образ – образ материализованной страсти. Все выше и выше вздымаются складки закрученных юбок, превращаясь в крылья. В этом танце заключена волшебная сила искусства и фантазии, возвышающая человека над унылой реальностью.
Улитка и ангел
Общеизвестно, что улитка была одним из фетишей Дали. Символический образ улитки многозначен. Это сочетание нежной плоти и жесткой мертвой скорлупы. Это слияние мужского и женского начал в одном существе (наземные улитки – гермафродиты).
Это идеальная гармония любовных отношений, ведь когда две улитки спариваются, каждая реализует в первую очередь свой инстинкт продолжения рода. Раковина улитки – символ застывшего времени, спиральная раковина символизирует бесконечность.
Эта скульптура улитки символизирует медленное течение обычного, "рутинного" времени, выражаемого в давно и навсегда размеренных секундах, минутах, часах. Быстрый ангел - символ творческой фантазии - подарил улитке неограниченную скорость. Но и его власть и сила не бесконечны, о чем свидетельствует костыль – символ слабости.
Человеку, как бы всемогущ в плане творческих способностей он ни был, никогда не сравниться с Богом - здесь мы наблюдаем привычную для Дали попытку осмыслить взаимоотношениея Творца-человека с Творцом-Богом.
Адам и Ева
В этом изысканном шедевре философско-эротической скульптуры Дали изображает Адама, Еву и Змея-Искусителя в ожидании грехопадения. Соблазненная Змеем, Ева уговаривает Адама вкусить запретный плод.
Адам уже поднял руку, но остановился в последний момент, не решившись сделать окончательный выбор между запретом Божиим и непреодолимым искушением.
Мудрый, всезнающий и коварный змей пытается развеять сомнения и успокоить обреченную пару. Зная о грядущих страданиях людей, он принимает форму сердца, символа любви, которая выступает в виде "утешительного приза" за грехопадение.
Триумфальный слон
В иконографии Дали слон является символом Будущего. Мощное тело изображено на тонких ногах, что можно интерпретировать как контраст между незыблемостью Прошлого и хрупкостью Настоящего - хотя это всего лишь единственная из множества возможных интерпретаций.
Драгоценное седло символизирует богатство. Ангельские трубы возвещают приход эры успеха и процветания. Эта удивительная скульптура воплощает в себе надежду человека на личное счастье и удачу.
Человек с бабочкой
Эта элегантная скульптура изначально задумывалась как часть знаменитой серии карт Таро Дали, которая была создана специально для Галы, жены и музы художника.
Герой уходит из мира будничной пошлости в мир Творчества и Фантазии, символом которым выступает эфемерная бабочка. Хрупкие крылья бабочки дают ему волю к полету в другую реальность, где он может сбросить с себя привычные повседневные заботы и ограничения.
Единорог
Мифический Единорог в древности был символом совершенной чистоты, целомудренности и девственности. Считалось, что его рог обладает магической силой и может спасти от любого яда.
Однако в этой пикантной скульптуре единорог символизирует обретение зрелости, и, как ни парадоксально, утрату вышеозначенной невинности. Впрочем, ничего парадоксального на деле нет: рог (и не только рог единорога) - однозначный фаллический символ, что Дали, называвший себя "певцом эротики", эксплуатировал многократно.
В скульптуре рог, обладающий всеми признаками фаллоса (в особенности, когда речь идет о функциональной стороне детородного оргага) пробивает живой символический барьер, образуя в нем отверствие в форме сердца.
Рядом лежит красивая обнаженная женщина, только что победившая символизм единорога и сдавшаяся на милость другому победителю - своему пылкому возлюбленному, только что овладевшему ею.
Сюрреалистическое пианино
Деревянные ножки рояля в сюрреалистическом пианино заменены танцующими женскими ногами. Инертный, банальный предмет по мановению волшебной палочки Дали ожил и превратился в инструмент для наслаждения музыкой и танцем одновременно.
Статьи по теме:
"Погружение в Театр-музей Сальвадора Дали" - книга-путеводитель по музею Дали
Write a comment