Картина "Шут с книгами" (холст, масло, 107 x 82 см), также известная под названием "Придворный карлик дон Диего де Аседо, "Эль Примо") была написана Диего Веласкесом около 1640 года и в наши дни, наряду с другими многочисленными произведениями Веласкеса, находится в коллекции Музея Прадо.
Одна из самых примечательных частей обширного творческого наследния Веласкеса - его уникальная портретная галерея шутов, карликов, уродцев и вообще "фриков" любого вида, рода и достоинство, назначение которых заключалось в одном: разнообразить досуг испанского короля и его двора, внося иприятную нотку разнообразия в серые дворцовые будни.
Хотя Веласкес был не единственным художником, писавшим портреты придворных уродцев, ни один живописец ни до, ни после Диего не подходил к этой теме с такой тщательностью, обстоятельностью и серьезностью.
Примерно в десятке его картин шуты являются главными действующими персонажами, а разнообразие повествовательных контекстов и ситуаций, в которых они изображены, довольно велико. В некоторых случаях они изолированы, однако в других присутствуют в компании других членов суда, и ччасто художник наделяет их образы значением, далеко выходящим за рамки простого воплощения на холсте их физического облика.
Изображенный на картине Дон Диего де Аседо, бабник с репутацией неотразимого завоевателя женских сердец и прочих частей тела, фигурирует в платежной ведомости дворца с 1635 года до своей смерти в 1660 году, согласно документации, предоставленной Хосе Морено Вилья.
Согласно тем же документом, дон Диего был не шутом, а дворцовым чиновником, имевшим свою персональную печать. Однако совсем другую функцию он выполнял в 1642 году, когда королевская процессия проходила через Молина-де-Арагон, и карлик-ловелас был ранен выстрелом, вероятно, направленным в графа-герцога Оливареса, которого в то время он сопровождал, обмахивая веером с величайшим усердием.
Что касается прозвища Эль Примо (двоюродный брат), то считалось, что он мог быть родственником самого Веласкеса, поскольку состоял в родстве с некоей Лоренсой Аседо и Веласкес, предполагаемой двоюродной сестры художника.
Контраст между мрачным силуэтом суровой траурной фигурки и белизной страниц толстого фолианта, вес которого с трудом выдерживают пухлые маленькие ручки Эль Примо, подчеркивает ту слегка грустную атмосферу, которая, кажется, окутывает гения с обширным грузом знаний, в силу своего физического уродства призванного стать игрушкой для короля.
Статьи по теме:
Ожидание (Марго) - Пабло Пикассо
Портрет матери художника - Пабло Пикассо (1896)
Самые дорогие картины Сальвадора Дали
Самые известные картины Ван Гога
Самые известные картины Пикассо
Write a comment