Гадалка (1594 - 1595) - одна из ранних работ Микеланджело Меризи де Караваджо, в наши дни находящаяся в коллекции Лувра. Оговоримся сразу - картина существует в двух версиях, написанных с разницей в один год.
Одна их них, как мы уже сказали, находится в Лувре, а другая - в Капитолийских музеях Рима. Здесь речь пойдет о более поздней и, несомненно, более совершенной версии - из Лувра.
Как известно, Караваджо на начальном этапе своей карьеры запомнился современникам грубым и неотесанным молодым человеком, ходившим в лохмотьях, жившим, где придется и любившим пуще всего на свете выпить, подраться и загреметь, как следствие предыдущих действий, в тюрьму.
Этой злой рок, проистекающий их врожденных и благоприобретенных слабостей художника, сопровождал Караваджо всю его недолгую жизнь - уроженец Ломбардии прожил всего 38 лет. Тем более непонятно, как при таких привычках и наклонностях Караваджо смог написать немало прекрасных картин и стать одним из главных революционеров живописи 17-го века, заложившим, по сути, основы реалистического письма.
Если верить Джованни Беллори, биографу Караваджо, художник уже в ранней юности люто негодовал, когда ему мягко указывали на то, что неплохо бы поучиться мастерству у великих мастеров античности. Итогом таких советов была любо драка, либо не самая вежливая просьба со стороны Караваджо "идти лесом и не лезть с идиотскими советами".
Будучи в хорошем расположении духа, молодой Микеланджело Меризи снисходил и до более развернутого ответа: в ответ на такое предложение он указать пальцем на толпу и сказать, что учиться надо не у "каких-то там древних мастеров", а у природы, и однажды, чтобы доказать это, он зазвал цыганку-гадалку, случившуюся рядом, и быстро написал ее в манере весьма реалистичной и живой.
Моделью юноши выступил сицилийский художник Марио Миннити - приятель и собутыльник Караваджо. Работа поражает реализмом, яркой характерностью и объемностью персонажей, но прежде всего - невероятной живостью. Кажется, Караваджо издал пальцами щелчок, напоминающий звук затвора фотоаппарата, и картина уже была написана - в секунду, в мгновение ока.
Отчасти это предположение верно: после смерти художника не было обнаружено ни одного рисунка или эскиза - Караваджо сразу реализовывал свои задумки на холсте, что предполагает как минимум наличие фотографической памяти.
Так или иначе, картина получилась прекрасной: юноша свеж, разняряжен, самовлюблен и явно доволен собой, не замечая, что плутовая цыганка в процессе гадания незаметно стягивает с его пальца кольцо.
"Гадалка" понравилась как художникам, так и коллекционерам, однако Караваджо, который вечно сидел без денег, вынужден был в итоге продать ее за совсем небольшую сумму. Грубо говоря, он сменял "Гадалку" на вино и колбасу в количестве, достаточном для недельного загула. Картина попала в коллекцию богача-банкира Винченцо Джустиниани, который впоследствии сделался меценатом художника.
Через Джустиниани Караваджо познакомился с карденалом Франческо Дель Монте, для которого написал картину "Шулера" (1594) а чуть позднее - еще одну версию "Гадалки": ту самую, которой мы любуемся сегодня в Лувре.
Write a comment