"Голова Бетховена" (1973) - одна из тех спонтанных работ Сальвадора Дали, которые в очередной раз заставляют восхищаться неистощимой фантазией и полетом творческой мысли художника. Ну, кому, скажите на милость, могло бы прийти в голову написать картину... осьминогами?! Ответ может быть один, и только один - конечно же, Сальвадору Дали! Вы легко обнаружите эту работу справа от надгробной плиты Дали, если стоять лицом к гиантскому заднику к балету "лабиринт", и, соотвественно, спиной к дворику-партеру.
"Голова Бетховена" расположена в самом начале лестницы, ведущей под сцену: в крипту и зал "Рыбные лавки", и, надо отметить, особенно хорошо эта вещь Дали воспринимается именно через камеру вашего смартфона - в этом случае возгласы удивления и восхищения однозначн гарантированы!
"Рецепт" создания этой крупной, высотою более 2 м) вещи: берем лист чертежной бумаги, десяток живых осьминогов, чернила осьминогов, чернила каракатицы, приглашаем в качестве "повара" непревзойденного Сальвадора Дали - и на выходе получаем не что иное, как "Голову Бетховена".
Примерно так сам Дали и объяснил процесс создания этой работы в одном из радиоинтервью, со свойственной ему иронией добавив, что в своей жизни он писал картины всем, что только можно (и что нельзя) себе представить: выстрелами из аркебузы по медному листу; маленькими лягушатами, сыпавшимися с неба прямо ему на голову во время шторма; улитками, и даже, как бы странно это ни звучало, красками!
Именно чернильные следы, неизбежно оставляемые осьминогами, которых Дали с непревзойденной ловкостью помещал на бумагу в нужных ему местах (он уже не впервые использовал осьминогов подобным образом и изрядно набил руку в этом занятии) и стали основой изображения.
Кроме того, в нижней части картины можно наблюдать множество следов, оставленных альпаргатами - каталонской национальной обувью на веревочной подошве. Их появление было неизбежно, учитывая крупные размеры бумажного листа, и, кроме того, ничуть не противоречило творческой манере Дали. Более того, один из альпаргат Дали даже использовал в качестве кисти, предварительно окуная его в осьминожьи чернила.
Для изображения нижней части лица и находящегося там же, внизу, пейзажа (пейзаж представляет ни что иное, как вид из окна мастерской Дали на бухту Порт-Льигата и окружающие ее скалы) Дали использовал чернила коричневатого оттенка - такой присущ чернилам каракатицы.
Тщательный анализ работы позволил выявить наличие на поверхности картины и других элементов: ржавчины, появившейся, вероятно, в том месте, где прямо на листе в момент создания работы стояла металлическая емкость с теми же чернилами; остатков органического вещества (возможно, тех же осьминогов); а также множества мелких веточек и даже перо птицы.
Присутствие веточек и пера обусловлено местом, где Дали создавал своего "Бетховена" - это терраса его дома в Порт-Льигате, где, как мы знаем, находится "Голубятня с вилами", в те времена действительно использовавшаяся по назначению.
Статьи по теме:
Самая дорогая картина Сальвадора Дали
Write a comment