Собственно, статью следовало бы озаглавить "Кадиллаки Сальвадора Дали", ибо у художника было несколько машин этой марки. Трепетные взаимоотношения каталонского художника с корпорацией Дженерал Моторс (в которую в 1909 году влился и Cadillac) начались с того, что Дали было предложено выполнить эскиз новой недорогой модели кадиллака - что Сальвадор, никогда не упускавший случая заработать, моментально и сделал, набросав пером на почтовой бумаге авто с роскошным пунцовым покрытием, спускающимся по бокам к багажнику машины.
Эскиз был отправлен Дженерал Моторс - однако никакого ответа от компании не последовало, что означало, что проект Дали не вызвал никакого энтузиазма. Тем не менее, вскоре фирма выпустила новую модель под названием "Кадиллак Гала", что возмутило художника до глубины души - и его, согласитесь, можно понять.
Дали тут же настрочил в автогигант гневное письмо, пригрозив компании судебным разбирательством и потребовав компенсацию - на что копорация незамедлительно отреагировала, выслав художнику чек на 10 000 долларов.
Невзирая на это маленькое "недоразумение", завершившееся, впрочем, к обоюдному удовольствию, первым автомобилем, приобретенным Дали в собственность в 1941 году, стал именно кадиллак - модель Cadillac Series 62 Convertible Coupe Deluxe, о которой мы рассказывали в статье "Одетые автомобили". Здесь же хочется сказать пару слов о другом кадиллаке Дали - том самом, которым можно полюбоваться в замке Галы в Пуболе.
Это темно-синий кадиллак седан Девиль, который художник купил в 1976 году в США за 10 000 долларов. Покупка состоялась 16 марта, а машина была зарегистрирована на имя Елены Дали, проживающей в отеле Сент Реджис в Нью-Йорке - то есть, нашей незабвенной Галы. Напомним, сам художник, весьма ценивший автомобиль в качестве универсального символа технического прогресса, водительских прав не имел и машину никогда не водил - зато с этим отлично справлялась Гала.
Примечательно, что на момент покупки автомобиль имел номер 568 YUL - USA. Сегодня, тем не менее, на машине красуется совсем другой номер: 8942, зарегистрированный в Княжестве Монако. Вызвано это тем, что в 1977-ом чета Дали, имевшая в то время вид на жительство в Монако (улица Рампар, №36) перевезла машину из США в Европу и поменяла номерные знаки.
Какое-то время Гала сама водила этот Кадиллак, однако однажды по дороге из Пуболя в Порт-Льигат не справилась с управлением (возможно, сказывался возраст, ей ведь было уже за 80), и машина съехала в кювет. С той поры этот кадиллак водил преданный слуга семьи - водитель, дворецкий и универсальный помощник Артуро Каминада.
Машина эта, познавшая множество триумфальных выездов, была впоследствии использована при обстоятельствах печальных и даже трагических. Около 6 утра 10 июня 1982 года Гала умерла в Порт-Льигате - однако хоронить её предстояло в Пуболе, в 80 км, как того хотела она сама и как желал того и Дали, заранее позаботившийся о том, чтобы подготовить для захоронения супруги склеп.
Тело надлежало немедленно транспортировать в Пуболь, куда должны подъехать медики из Барселоны, вызванные для бальзамирования трупа. Тем не менее, обилие архаичных законов не позволяло сделать этого сразу же, без характерной для Испании бюрократической волокиты -и потому Дали и его ближайшие советники решили попросту обойти закон и перевезти тело Галы в Пуболь "нелегально".
Доктор Вергара, взявший на себя организацию авантюры, позвонил своему коллеге и добился от него обещания, что тот подпишет справку о том, что Гала скончалась в Пуболе. Мертвую Галу, завернутую в одеяло, усадили на заднее сиденье кадиллака, рядом с трупом разместилась медсестра, и Артуро Каминадо медленно выехал на серпантин, направляясь в Пуболь.
В случае, если бы машину остановила полиция, медсестра должна была объяснить, что госпожа на момент начала поездки была еще живой и скончалась только что, прямо во время движения.
Никто, однако, машину не останавливал и не проверял, и Гала, впервые ехавшая не на переднем сиделье, как она всегда любила при жизни, была беспрепятственно доставлена в Пуболь, где тело подвергли процессу бальзамирования, обрядили в ярко-красное платье от Диор и похоронили в склепе замка.
После этого, как известно, Дали поселился в Голубой спальне замка и прожил там, находясь в состоянии тяжелейшей депрессии, два с лишним года, пока августовской ночью 1984-го не устроил в замке пожар, в результате которого получил весьма серьезные ожоги. Учитывая общее крайне ослабленное состояние здоровья художника, врачи не без оснований опасались за его жизнь.
Художника срочно нужно было везти в больницу - однако Дали и здесь смог проявить своевольный характер - Сальвадор категорически потребовал, чтобы его везли не на машине скорой помощи, а на кадиллаке Девиль, и что перед тем, как ехать в клинику в Барселоне, он непременно должен посетить свой Театр-музей в Фигерасе.
И снова Артуро Каминада вывел кадиллак из гаража, отправляясь в одну из последних - и самых, пожалуй, печальных поездок. Дали прибыл на кадиллаке в музей, где в кресле его спешно прокатили по залам - и роскошный автомобиль помчал в сторону Барселоны. За ним следовала целая кавалькада машин репортеров, желавших запечатлеть смерть Дали.
Художник, однако, обманул их ожидания и прожил еще пять лет - если эти одинокие и мрачные годы, прошедшие в полузабытьи, можно назвать жизнью.
Статьи по теме:
Write a comment