Еврейская община Жироны

Еврейская община Жироны

Из документов, сохранившихся со времен Средневековья, мы знаем, что между 888 и 890 годами около двадцати пяти еврейских семей поселились в окрестностях собора Жироны. Их привёз с собой граф Дела, после того, как приобрел поместье Хуигес (на латыни Judaicas) для своей резиденции в графстве Бесалу, где до этого и проживали вышеозначенные еврейские семьи.

Сам термин «еврейский каль» или callis iudaicus появился в документах значительно позже - первое зафиксированное свидетельство восходит к 20 июля 1160 года. Напомним, общее название еврейских кварталов в Каталонии было El Call (до конца неясно, произошло ли это название от callejon (узкая улица или переулок, или же корни его в еврейском kahal - община).

С 9-го столетия община увеличивлась, прирастая новыми семьями, пока к четырнадцатому веку не достигла своего расцвета - в то время она насчитывала около  тысячи душ, что составляло десять процентов населения города. Сегодня  с реки Оньяр, вдоль которой проходили оборонительные стены средневековой Жироны, открывается великолепный вид на район Жироны, который когда-то был населен еврейскими семьями. 

Еврейская община Жироны

Самые старые документальные упоминания о местах в Жироне, населенных или принадлежащих евреям, относятся к 930 году. Вероятно, в то время евреи, еще немногочисленные, жили в районе недалеко от нынешнего собора Санта-Мария-де-Жирона, вокруг старого (еще римского) Кардо Максимус. 

Именно в этом месте должна была располагаться первая из синагог, датированная 988 годом. В течение X и XI веков встречаются различные документальные упоминания о евреях, живших в месте, которое спустя годы будет известно как Каль Жироны.

В 11 веке эта территория принадлежала городскому совету и еще не было исключительно еврейским местом. Тем не менее, во второй половине XI века в Жироне состоялись два провинциальных совета по вопросам, связанным с евреями. Первый собор 1068 г. касался земли, которую евреи купили у христиан, и на нем было постановлено, что соответствующие десятины должны выплачиваться евреями приходской церкви, к которой они территориально принадлежали.

На соборе 1078 г. вопрос был поднят снова и, снова было определено, что все налоги с земли, принадлежащей евреям, будут уплачиваться приходу, имеющему право на десятину, точно так же, как и в случае с землями, принадлежащими христианам. Тот факт, что эта тема рассматривалась на двух соборах, свидетельствует о том, что объем еврейских приобретений к тому времени был весьма существенным. 

Евреи в Жироне

В частности, историк Жауме Маркес считает, что евреи Жироны в 11 веке владели важными поместьями, купленными или полученными в судебном порядке в качестве оплаты за невозвращенные ссуды.

В различных документах XI века упоминается еврейская собственность и имущество, находившееся в различных частях города, в том числе и за стенами: виноградники, сады, земля и т. д. Кроме того, у общины было, по крайней мере с 1207 года, продолжение целинной земли к северу от города, известной, как холм Монжуик ("Гора евреев"), где они могли хоронить своих умерших.

Евреи были законной собственностью короля, который облагал их более высокими поборами, чем  христиан.  В свою очередь, монарх защищал их и наделял еврейские общины различными привилегиями.  Нередки случаи, когда представители еврейских общин занимали важные государственные и административные посты.

В 1265 году Аструк Равая был назначен  королем Арагона Хайме I байле Жироны, а его сын, Моссе Равая, и вовсе носил титул генерального байле Каталонии. Равая принадлежали к одной из самых влиятельных семей на территории Каталонии, которая делила свою социальную и экономическую власть внутри и за пределами альхамы с такими семьями, как Салтеллы, Грасиа, Крески, Лобеллы, Равайи, Каравитас, Фалько, Деместре, Бадос, Бланес, Авинай, Ровен и другие.

 

Эти семьи пользовались превосходным положением, унаследованным от отца к сыну; представители их были образованными и высококультурными людьми, владели землей и имуществом и состояли в родстве с могущественными христианскими семьями.

История еврейской общины Жироны

Территориальное формирование Каля Жироны, как места, где проживали исключительно евреи, происходило между концом 11 века и началом 12 века. Самый старый документ, свидетельствующий об этом, датируется 20 июля 1160 года, когда Бернардо, архиепископ Таррагоны и ризничий собора Жироны, пожаловал еврею по имени Мордехай и его сыну Мойше Батле дома, принадлежащие собору.

К 1279 году Каль Жироны был уже полностью сформирован. В его пределах находились богадельня и больница для бедняков и больных, расположенная на улице Рука, а также все необходимые для полноценного существования альхамы учреждения.  Каль стал квинтэссенцией еврейского пространства, где проходила повседневная жизнь общины Жироны. В документе 1284 года он называется Баррио-де-Исраэль; в тексте  упоминается о существовании в этом месте различных зданий, принадлежащих евреям, с системой канализации, балконами и патио.

В это время вражда между евреями и христианами приобретает все более ярко выраженный характер. Известно, что в  1276-1278 годах Хайме I жаловался епископу Жироны на весьма агрессивное отношение к евреям определенной части духовенства. В частности, нередки были случаи, когда монахи и священнослужители швырялись камнями с колокольни Жиронского собора в здания Каля и проживающих там людей. Подобные случаи фиксировались и ранее - в особенности, в Страстную пятницу. 

Кроме того, периодически разорялись принадлежавшие евреям сады и виноградники, а также осквернялись могилы на кладбище Монжуик. Король в своих обращениях призывал гражданские и церковные власти не допустить повторения этих событий, однако для Каталонии и Жироны в частности наступали трудные времена, что неминуемо должно было сказаться и на еврейской общине Жироны. 

Внешнеполитическое положение в начале 1285 года было для короля Пере III отчаянным. Оккупация Сицилии в 1283 году привела к противостоянию короля Арагона с изгнанным с острова Анжуйским домом, королем Франции и папой. Уже 8 февраля 1283 г. король приказал "своим" евреям Жироны оплатить половину работ, которые надлежало выполнить  для улучшения городских укреплений в ожидании нападения французской армии. Это был старый королевский обычай, так что совсем уж неожиданностью для евреев Жироны данное указание не стало. 

История еврейской общины Жироны

С другой стороны, 25 января 1284 г. король постановил, что со Страстной среды и до Пасхи евреи не должны покидать территорию Каля, для собственной же безопасности - поскольку беспорядки и возможные погромы исключать было ни в коем случае нельзя. 

Как и опасался Пере III, папский крестовый поход, поддерживаемый и направляемый королем Франции Филиппом III Смелым, привел к тому, что крестоносцы пересекли Пиренеи и вторглись в пределы Каталонии. 

Пере III, обладавший куда меньшей по численности армией,  решил покинуть Фигерас и Переладу и закрепиться в Жироне. Достигнув города, король обнаружил, что альмогавары (знаменитая легкая пехота Арагона, неудержимые в бою наемники, славные своей непревзойденной кровожадностью) вовсю грабят Жиронский Каль. 

Действуя решительно, король восстановил порядок и смог посвятить себя подготовке обороны города, доверив командование Рамону Фольку де Кардона, владетелю замка Жиронелла, который и стал цитаделью в пределах обнесенного стеной периметра. 28 июня 1285 года началась осада, которую лично возглавил король Филипп III Французский. На следующий день был издан королевский указ, согласно которому евреям разрешалось покинуть осажденный город, без уплаты дани и с предоставлением им защиты.

В 1373 году центральная ось Каля Жироны была официально известна как Carrer Major del Call. Еврейский квартал простирался по обеим сторонам улицы, которая сегодня называется Каррер-де-ла-Форса, и многие еврейские дома опирались в одной из его частей на городскую стену, которая шла параллельно Каррер-де-лас-Баллестериас. Среди этих зданий стояла вторая из синагог, на месте, которое в настоящее время занимают дома перед ступенями улицы Пушада-де-ла-Катедраль.

Евреи Жироны

 В 1386 году Педро IV Церемониальный, всегда заботившийся об обороне своего города, считавшегося ключом к королевству, приказал снести здания, пристроенные к оборонительной стене. Многие дома в еврейском квартале и Меркадале были пристроены к городской стене и часто опирались непосредственно на стену. Исключение составляли стены синагоги, в которых можно было открывать широкие двери для облегчения прохода, и дом Авраама Равы, еврея. Эта синагога, которую принято называть Главной Синагогой называем главной синагогой, располагалась в самом центре Каля. 

В 1331 г. случился крупный погром еврейского квартала, после чего монарх Арагона учредил Королевскую комиссию для наказания виновных.В 1348 г. из-за проблем, вызванных Черной смертью, еврейский квартал Жироны снова подвергся нападению.

И то же самое, правда, в еще более пугающих масштабах, повторилось в 1391 году. 10 августа 1391 года произошли мятежи против евреев Жироны, приведшие к штурму Каля и большой резне. Выжившие в результате погрома укрылись в башне Жиронелла, другие — в домах друзей-христиан. Синагога, вероятно, была одной из главных целей этих вандалов - и сложно сказать, какой объем разрушений был причинён зданию.

Разорение Каля в 1391 году имело серьезные последствия для еврейской общины Жироны, которая полностью так и не восстановилась. В дополнение к материальному ущербу, вызванному пожарами и грабежами, еврейское население значительно уменьшилось, отчасти из-за смертей, отчасти из-за обращения в христианство и эмиграции - явлений, которые продолжались в течение пятнадцатого века.

 

Ситуация для еврейской общины была весьма неопределенной. С одной стороны, королевская защита явно ослабла, с другой – власти Жироны оказались между двух огней: с одной стороны, королевские указы предписывали защищать евреев, с другой 0 население, направляемое церковью, демонстрировало явно антисемитские настроения.

В начале 15-го века благодаря Папе Бенедикту XIII (знаменитый Папа Луна), ситуация еще более осложнилась. В 1412 году Папа Луна направил епископу Жироны два письма, одно из которых касалось католической веры, а другое призывало евреев к обращению в католиков. Результатом стал «Диспут Тортосы», целью которого было обращение евреев в христианство и который проходил в Тортосе (юг Каталонии). 

Спор был долгим, продолжавшимся до 1414 года, и в конце концов около трех тысяч евреев приняли христианство. Десятью годами ранее, в 1404 году, Висенте Феррер (католический святой) произнес свою знаменитую проповедь перед тысячами людей, собравшихся у лестницы Доминиканского монастыря в Жироне, в то время как евреи, укрывшиеся в стенах Каля, слушали его антиеврейские разглагольствования, но ничего не могли сделать. 

После завершения Тортосского диспута Бенедикт XIII опубликовал 11 мая 1415 г. очень резкую буллу, в которой он запрещал любому верующему или неверующему публично или наедине слушать, читать или преподавать доктрины Талмуда и повелел изымать все тома, книги и сочинения, содержащие это учение. Целью было не что иное, как ограничить религиозную жизнь евреев и нанести ущерб мирному сосуществованию между двумя общинами. 

 

Точно так же, по папскому распоряжению, все синагоги должны были быть закрыты и только одна, наименее роскошная, могла быть сохранена для богослужений.

В середине 14 века Каль Жироны постепенно обособился от остальных улиц, составлявших ядро средневекового города. Это были трудные времена в отношениях между евреями и христианами. Нападения на еврейский кваартал становились все более и более частыми, и муниципальные организации решили превратить Каль в изолированное и закрытое пространство. 

Под предлогом предотвращения возможных новых нападений со стороны христианской общины городские власти в 1418 году постановили, чтобы Каль был снабжен воротами, которые можно было открывать и закрывать, а также чтобы были заделаны все дверные и оконные проемы, выходившие на улицу Каррер-Майор-дель-Каль. В 1442  был издан новый указ, запрещающий евреям жить на старой улице Сант-Льоренс (нынешняя улица Форса), потому что она больше не являлась частью Каля.

Указ 1418 года сделал синагогу, расположенную на улице Каррер-де-ла-Форса, непригодной для использования, поэтому 10 ноября 1434 года суд присяжных выдал евреям Бонаструку де Местре, Аструку Авинаи и Бонаструку Юсефу лицензию на строительство во дворах Каля нескольких домов, в которых могла бы разместиться последняя синагога в городе: дом Аструка Авинаи на востоке и дом Жауме Фалько, тоже еврея, на севере Каля, по-видимому, соответствуют расположению третьей и последней синагоги Жироны. Эта третья синагога использовалась только до 1492 года. В ее помещениях располагались талмудическая школа, микве и больница. 

Ситуация для еврейской общины стремительно ухудшалась. В 1449 г. в письме городских властей Жироны к королеве Марии  указывалось на бедность еврейской общины Жироны, насчитывавшей менее 125 человек.

30 апреля 1492 года руководители жиронской алхамы получили королевскую грамоту, изданную 31 марта в Гранаде, которая уведомляла их о решении католических монархов, согласно которому те евреи, которые остались верны своей вере, должны покинуть страну до 1 августа. Они могли продать свое имущество и забрать все свое имущество, кроме золотых и серебряных монет. Те, кто выбрал ссылку, должны были продать то, что у них было, в крайне сжатые сроки.

Ликвидация еврейской недвижимости производилась в очень плохих условиях и по бросовым ценам составлявшим едва ли 20-30% от истинной стоимости объкектов. Многие евреи Жироны верили, что изгнание будет временным - и продавали свое имущество с условием возможности выкупить его обратно, если они вернутся в течение года. Однако вернуться в Жирону покинувшие её в 1492 году евреи так и не смогли. 

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0