Сикстинская капелла (Cappella Sistina - итал.) одно их тех произведений искусства, которые являются общечеловеческим культурным достоянием. Косвенно это подтверждается нынешней посещаемостью этой невероятной часовни: около 5 миллионов человек приходят в Сикстинскую капеллу ежегодно - столько же, сколько в Колизей или Храм Святого Семейства в Барселоне!
В этой статье мы вспомним кое-какие интересные моменты, связанные с этой жемчужиной мирового искусства. Итак, 13 интересных фактов о Сикстинской капелле!
1. Сикстинская капелла получила свое название в честь заказчика.
Своим названием Сикстинская капелла обязана заказчику - Франческо делла Ровере, более известному, как папа римский Сикст IV. Именно по его поручению в период с 1475 по 1481 год архитектор Джордже де Дольчи и возвел здание капеллы. Освящение Сикстинской капеллы состоялось 15 августа 1483 года - в праздник Успения (Вознесения) Богородицы, сегодня являющийся одним из главных в католическом мире.
2. Снаружи Сикстинская капелла не отличается красотой.
Да, снаружи Сикстинская капелла выглядит в высшей степени невзрачно и больше напоминает крепость. Ни парадного входа, ни пышных украшений - зато вполне хорошо различимые элементы оборонительной конструкции.
Это не случайно: хотя капелла изначально возводилась в качестве домовой церкви, времени были сложные, папа Сикст опасался военной угрозы со стороны Флоренции и мусульман - и потому спецально наказал как следует укрепить здание капеллы.
3. Рамеры Сикстинской капеллы далеко не случайны.
Сикстинская капелла, не может похвастаться ни внешней красотой, ни внушительными пропорциями, которые, к слову, для домовой церки и не требовались. Однако размеры этого культового сооружения далеко не случайны: они в точности повторяют пропорции Храма Соломона из Ветхого Завета: длина - 40,93 м, высота - 20,70 м, ширина - 13,41 м.
4. Сикстинскую капеллу расписывал не только Микеланджело.
Да, в наши дни Сикстинская капелла известна в первую очередь фресками сводов, выполненными Микеланджело Буонаротти, однако не следует забывать что над росписью стен капеллы работали известнейшие и наиболее талантливые живописцы мира, среди которых - Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Роселли.
5. Роспись плафонов потолка Сикстинской капеллы заняла у Микеланджело 4 года.
В 1508 году преемник Сикста IV, его племянник Юлий II пригласил Микеланджело Буонарроти для реставрации уже написанных фресок и создания новых.
Целых 4 года (с 1508 по 1512) ушло у знаменитого мастер на украшение свода.Бытует широко распространенное мнение, что художник категорически не хотел браться за этот заказ - однако оно в корне ошибочно. Всё просто: не хотел - не брался бы.
Разумеется, "хотел" - кроме того, это была прекрасная возможность "утереть нос" завистливым конкурентам-флорентийцам. Другой вопрос, что Микеланджело считал себя в гораздо большей степени скульптором, нежели художником, да и не имел особого опыта в создании фресок.
Иными словами, Микеланджело прекрасно представлял себе всю тяжесть предстоящей задачи, в особенности - на довольно непривычном для него поприще, и потому испытывал постоянные сомнения в том, сможет ли он справиться с ней. Отсюда и его беспрестанные жалобы на тяготы, сопровождавшие этот титанический труд - как и частые упоминания о том, что свою работу над фресками для Сикстинской капеллы он ненавидит всем сердцем.
6. Вопреки распространенному мнению, Микеланджело не расписывал своды лежа.
Бытует популярное представление о том, что бедняга Микеланджело расписывал своды Сиктсинской капеллы лежа - при этом и краска, и штукатурка то и дело осыпались на его лицо, превращая работу в настоящий ад.
На деле это не так. Отчаявшись добиться адекватной помощи в сооружении лесов от Донато Браманте, отношения с которым у Микеланджело не сложились, Буонаротти, в конце концов, спроектировал собственные подмостья (настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены поверх окон).
Такой тип лесов позволял сохранить в неприкосновенности потолок, а также давал возможность работать стоя. Кроме того, настил опирался на балки, которые крепились в стенах, что не только экономило древесину, но и давало возможность использовать часовню по своему прямому назначению. Кстати, уже в наши дни при реставрации фресок Микеланджело использовались леса, сооруженные по чертежу художника. Гений - что скажешь...
7. Тем не менее, ущерб, нанесенный здоровью 33-летнего художника работой над Сикстинской капеллой, был огромен.
4 года Микеланджело приходилось проводить большую часть времени своей жизни с закинутой вверх головой - что, разумеется, было не только мучительно, но и крайне "неполезно" для его организма.
В частности, уже через два-три месяца после начала работы Микеланджело настолько испортил зрение, что уже не мог читать написанное и рассматривать рисунки иначе, как снизу вверх. "У меня уже вырос зоб от этой пытки!" - жаловался также Микеланджело, и его можно понять.
Всякий турист, проведя в Сикстинской капелле полчаса, выходит оттуда с деревяннной шеей и больной головой: ведь ее постоянно приходилось держать поднятой вверх, чтобы разглядеть главное сокровище Капеллы - фрески Микеланджело. А теперь перемножьте ваши полчаса на четыре года, и станет понятной та перманентная пытка, в которую превратилось для Микеланджело создание главной работы всей его жизни.
8. Значительную часть фресок Микеланджело пришлось переписывать заново.
Настоящий подвиг, совершенный Микеланджело, осознаешь в полной мере не только, когда видишь сотни и сотни квадратных метров изумительных фресок, выполненных художником - но и когда вспоминаешь, что значительную часть работы ему пришлось переписывать заново.
Неожиданно Микеланджело обнаружил, что уже написанные фрески стали обильно покрываться плесенью. В этом, безусловно, повинен был местный климат с его повышенной влажностью, однако можно представить себе отчаяние Мастера, когда он увидел, что работа, стоившая невероятных усилий, пошла прахом.
С участием помощников Микеланджело разработал новый состав для интонако - слоя штукатурки, на корый, пока он еще не высох, наносятся краски. Новый раствор оказался гораздо более устойчивым к воздействию плесени и получил с той поры широкое распространение в Италии.
9. Во время росписи Сикстинской капеллы Микеланджело постоянно страдал от придирок Папы римского Юлия II.
Папа Юлий II, нанявший художника, стал ли едва ли главной "головной болью" Микеланджело. Во-первых, наместник Всевышнего постоянно торопил художника, испытывая горячее желание "поскорее со всем этим покончить" и поразить общественность работой Микеланджело.
Во-вторых, Папа регулярно встревал в творческий процесс и позволял себе критические замечания в адрес работы Микеланджело, сетуя то и дело на то, что фрески смотряться "как-то бедненько и бледновато", и не мешало бы сделать их "красками и золотом побогаче".
По воспоминаниям Вазари, который знал Микеланджело лично, художник как-то ответил Папе на эти претензии следующим образом: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». Золотые слова!
10. Изображение Бога на фресках Микеланджело было одним из первых в своем роде.
Микеланджело действительно выступил пионером подобной визуализации Высшей Сущности. Бог-отец был изображен худжником в виде велиственного старца с длинными белыми волосами и бородой - образ, который со временем весьма распространенным. Сегодня в это сложно поверить, однако до Микеланджело Бога таким образом никто не изображал.
11. Четверть века спустя Микеланджело вновь вернулся к работе над Сикстинской капеллой.
Спустя без малого четверть столетия Сикстинская капелла вновь оказалась в распоряжении Микеланджело. На этот раз Папа Римский Климент VII в 1533 году призвал Микеланджело в Рим, чтобы обсудить детали росписи алтарной стены в Сикстинской капелле. Речь шла о монументальной фреске "Страшный суд".
Смерть понтифика помешала немедленному началу работ, однако в 1536 году преемник Климента Павел III выразил желание, чтобы художник все же приступил к работе - так одобрил планы своего предшественника касательно Сикстинской капеллы и Микеланджело приступил к работе.
И снова последовали 4 года упорной работы. Примечательно, что Микеланджело выполнил ее один! Известно, что он допустил к участию в росписи лишь единственного своего помощника, да и то задействовал его исключительно при создании фона. Все, абсолютно все персонажи выписаны были рукой самого Микеланджело.
Отсюда и результат: говорят, увидев фреску "Страшный суд" завершенной, пораженный Папа Павел III рухнул на колени и принялся возносить хвалы Господы за явленное ему волей Всевышнего и рукой Микеланджело чудо.
12. Фреска "Страшный суд" понравилась далеко не всем - однако Микеланджело нашел способ отомстить лицемерным оппонентам.
Да, нашлось немало фарисеев, тут же заявивших, что "Страшный суд" Микеланджело - работа крайне непристойная по причине вопиющей наготы изображенных на ней тел. Сам Микеланджело никакой непристойности в красоте обнаженного человеческого тела не видел и поначалу на удивление кротко переносил нападки недоброжелателей.
Однако одному из особенно "доставших" его критиков Микеланджело весьма изощренно отомстил. Речь о Бьяджо да Чезено, которого художник изобразил в виде похотливого старика с ослиными ушами, тело которого обвила змея, кусающая Чезено за дряблый пенис.
Таким образом Микеланджело прозрачно намекнул, что Чезено, известный своей похотью и перманентной страстью к разврату, прямиком попадет в Ад.
13. На фреске "Страшный суд" в Сикстинской капелле Микеланджело изобразил и себя.
Чтобы обнаружить весьма своеобразный, однако не вызывающий сомнений автопортрет художника, следует обратить внимание на фигуру Святого Варфоломея, который держит в руках содранную человеческую кожу - а точнее на лицо, запечатленное в ее передней части и в высшей степени напоминающие другие портреты художника.
Согласно очень вероятной гипотезе, Микеланджело изобразил момент Страшного суда, когда Христос решает судьбу его самого. Отметим: взгляд Христа направлен в точности на изображение Микеланджело. Вспомним: на Страшном суде души обретают плоть, чтобы предстать перед судом Божьим. На фреске все персонажи уже обрели плоть - кроме куска кожи в руках Варфоломея.
Не случаен и образ самого Святого Варфоломея. Согласно легенде, когда тело его вынесло волнами на берег, местный епископ велел взрослым мужчинам принести его - однако они даже не смогли сдвинуть тело с места. А вот когда то же самое было велено сделать детям, те с легкостью справились с задачей.
Причина в том, что дети - безгрешны, а истинной тяжестью обладают только грехи. Опять же, следует обратить внимание и на позу святого Варфоломея. Расположение его рук в точности напоминвает весы, что лишний раз подтверждает догадку о том, что кожа, которую держит в руке святой - не что иное, как автопортрет Микеланджело.
Статьи по теме:
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Самые дорогие картины Сальвадора Дали
Самые известные картины Ван Гога
Самые известные картины Пикассо
Самые известные картины Энди Уорхола
Write a comment