Экскурсия "Дом-музей Дали в Порт-Льигате, мыс Креус и Кадакес" включает посещение трех удивительно красивых и максимально удаленных от цивилизации мест, раз и навсегда определивших творческую и жизненную биографию Сальвадора Дали.
Порт-Льигат - рыбацкая деревушка, где Дали десятилетиями строил свой знаменитый дом и где написал свои лучшие картины. Кадакес - города детства художника, где маленький Сальвадор проводил каждое лето, не уставая восхищаться благословенной красотой этого места.
Мыс Креус - крайняя восточная точка Каталонии, Испании и всего Пиренейского полуострова, абсолютный "конец каталонского света", служивший неиссякаемым источником вдохновения для "ампурданского гения" Дали.
(Большая просьба к вам, дорогие туристы: если есть желание, чтобы экскурсию вам провели именно Сергей или Татьяна, авторы уникального путеводителя "Погружение в Театр-музей" - при заказе экскурсии обязательно укажите это отдельно, всё-таки сейчас мы, в некотором роде, нарасхват:).
Сама идея скомпоновать посещаемые в ходе этой экскурсии объекты именно так родилась из нашего практического опыта: многие наши туристы, учитывая популярность Каталонии, уже неоднократно успели побывать в этом благословенном уголке Испании, и многие из этих "многих" в ходе предыдущих визитов уже посещали и музей Дали в Фигерасе, и замок Гала в Пуболе, а вот в Порт-Льигат, Кадакес и на мыс Креус, учитывая удаленность и труднодоступность этих мест, пока еще не выбирались.
Это и не удивительно: Кадакес - самый восточный город Испании, а мыс Креус - и вовсе самая восточная точка всего Пинренейского полуострова. И чтобы добраться сюда, после того, как большую часть пути мы промчим по хайвею, придется преодолеть горный серпантин: места, куда мы направляемся, по сути можно назвать островом: они отделены от остальной Каталонии каменной стеной начинающихся здесь же Пиренеев.
Впрочем, компенсацией за медленную езду послужат живописнейшие виды, созерцая которые, у всякого человека, мало-мальски знакомого с творчеством Сальвадора Дали, уже начнет появляться ощущение "дежа вю" - дескать, "где-то я это уже видел..."
А после, когда мы возьмем перевал и начнем спуск к морю, ощущение это многократно усилится, и вы воскликнете: "Да, конечно, черт побери - я уже видел все это на картинах Дали!" - и будете совершенно правы. Дали писал эти места на протяжении всей своей жизни - от светлой юности до умудренной опытом старости - и многократно заявлял о том, что невозможно понять его живопись, не побывав в этих краях.
В Кадакесе - на наш взгляд, самом живописном из всех городков Коста Брава - жил дед художника, здесь появился на свет отец будущего гения.
Здесь подросток и юноша Дали проводил летние каникулы, и каждый раз, когда заканчивалась унылая школьная рутина и семья перебиралась в летнюю резиденции в Кадакесе, для Сальвадора наступал настоящий праздник: он мог безгранично предаваться занятию, которое уже тогда сделалось для него смыслом жизни - живописи.
Виды Кадакеса присутствуют едва ли не в каждом полотне юного Дали, как, например, в картине "Порт-Альгер", выставленной в Театре-музее Дали в Фигерасе:
Живописность Кадакеса в свое время оценили Пабо Пикассо, Жоан Миро, Марсель Дюшан, Габриэль Гарсиа Маркес - но именно Сальвадор Дали сделал имя города изввестным всему свету. Прогулка улочками этого совершенно белого города доставит нам подлинное удовольствие.
Следующий пункт нашего визита - дом-музей Сальвадора Дали в Порт-Льигате - крохотной, в три дома, рыбацкой деревушке, расположенной в нескольких километрах от Кадакеса. Вот как сказал о Порт-Льигате сам Дали:
"Здесь, на этих камнях, я стал самим собой, здесь я выковал свою личность, нашл любовь, написал свои картины, построил свой дом. Я неотделим от этого моря, этого неба, этих скал, я навеки прикован к Порт-Льигату, где сформировалась моя самая заветная правда, мои корни."
В 1930-м разрыв Сальвадора Дали с семьей становится окончательным и бесповоротным. Причиной тому были и провокативные - если не сказать, безобразные - выходки Дали на его первой индивидуальной выставке в Париже, которые глубоко ранили отца художника, и избранница Сальвадора - Гала, которую категорически не приняли родственники Дали.
Отец Дали, видя упрямство сына, попросту указал ему на дверь, и Сальвадору в срочном порядке пришлось взрослеть и обретать самостоятельность, ранее совсем ему не свойственную. Нужно было позаботиться о жилье, и 20 августа 1930-го художник на деньги, полученные за еще не написанную картину "Старость Вильгельма Телля" приобрел у полусумасшедшей вдовы рыбака Лиди Ногер каменную хижину площадью всего-то 22 кв м.
В этом утлом, сложенном, по местной традиции, "насухую" сарае с прохудившейся крышей, никто не жил: сыновья Лидии хранили здесь рыбацкие снасти, дабы не таскать их каждый раз в Кадакес. Именно в таких, буквально "пещерных" условиях начиналась совместная жизнь Сальвадора и Гала, которой суждено было продлиться целых 53 года.
Помаленьку дела налаживались, появлялись какие-то деньги, прикупались сосдение хижины, надстраивались верхние этажи - эволюция дома растянулась на десятки лет. Как сказал Сальвадор Дали: "Наш дом рос и развивался как растение, почкуясь и давая побеги. Каждый очередной виток нашей жизни знаменовался появлением нового отростка - нового помещения. Сердцевина же развилась из зерна, зароненного паранойальным безумием Лидии."
Именно этим - хаотичностью, спонтанностью и постепенностью застройки - объясняется крайне запутанная планировка этого, без преувеличения, самого необычного дома из всех виденных нами. Дом-музей Дали в Порт-Льигате - самый личный из всех каталонских музеев Дали. И самый, пожалуй, комфортный в плане отсутствия многолюдья и больших толп, которые в принципе здесь невозможны из-за камерности внутреннего пространства.
Здесь же, в мастерской своего дома, Дали написал лучшие свои картины, потому, по собственному признанию художника, нигде ему не работалось так славно, как в Порт-Льигате: "Я не могу работать ни в каком другом месте. Мне необходимо быть в Порт-Льигате, видеть моряков, цвет оливковы хдеревьев и хлеба, чувствовать пейзаж с его внутренней соборностью и миром".
В Порт-Льигате, по словам художника, все сбывалось, все собиралось внужную точку, будто по волшебству, и время здесь бежало ровно с той скоростью, с которой нужно.
На деле, время мчит незаметно, и, подкрепившись, мы выдвинеммся на самый край каталонско-испанско-пиренейскойц географии, на мыс Креус, в совершенно безумной морфологии которого и следует искать источник вдохновения Дали.
Мы отъедем всего на несколько километров - но, кажется, перенесемся на другую планету. Таковы когда-то были наши первые впечатления от посещения мыса Креус - и точно то же испытывают и оказавшиеся здесь туристы. Марс, Венера, но уж никак не Каталония и не планета Земля - настолько необычны пейзажы этого края света.
Здесь, по словам Сальвадора Дали, Пиренейские горы в диком геологическом бреду низвергаются в Средиземное море.
Всю мощь и красоту этого "низвержения" способен оценить даже самый далекий от искусства человек - а для Сальвадора Дали именно мыс Креус сделался в свое время главным источником вдохновения - однажды и на всю жизнь.
Вот цитата из "Тайной жизни Сальвадора Дали":
«Когда я закончил полотно, мы сделали исключение из правил и отправились с рыбаками жарить сардины и отбивные в скалах бухты Креус — там, где кончаются Пиренейские горы. На этих скалах, после долгого созерцания и размышления и родилась "морфологическая эстетика мягкого и твердого", вся вышедшая из средиземноморской готики Гауди. Можно ли поверить, что Гауди, как и я, видел в молодости эти так повлиявшие на меня скалы? В этом для меня материализовался принцип паронойальной метаморфозы, о котором я уже несколько раз говорил в этой книге. Все образы, подсказанные скалами, изменяются по мере того, как вы продвигаетесь или отступаете. Не мной это придумано, но рыбаки давно уже благословили эти мысы, бухты и скалы самыми разными именами: верблюд, паук, воробей, мертвая женщина, львиная голова.
Подгребая и двигаясь вперед, друзья обращали наши внимание на метаморфозы:
- Глядите, господин Сальвадор, сейчас вместо верблюда стал, можно сказать, петух.
На голове верблюда появился гребень, из вытянутой нижней губы образовался клюв. Скалы без конца меняли свои "обличия". В этой вечнй маскировке я обнаружил глубокий смысл застенчивости Природы, которую Гераклит выразил загадочной формулировкой: "Природа любит прятаться". Наблюдая за подвижными формами неподвижных скал, я "размышлял над скалами собственных мыслей.»
Крайне необычная форма скал мыса Креус, его низкая, намертво вцепившаяся в камень и низко стелющаяся по земле растительность обусловлены, прежде всего, ветрами, дующими здесь постоянно. И хорошо, если это левант - а если наводящая ужас своей свирепой мощью трамонтана?!
Разрушительная мощь ветра и воды, помноженная на почти бесконечное время, и создала этот "космический" пейзаж, наполненный самым причудливыми каменными образованиями. Многие из них Дали запечетлевал буквально и множество раз использовал эти образы в своих полотнах.
Здесь, и нигде еще следует искать разгадку богатой и даже болезненной, как кажется многим, фантазии Дали. Основа для этой фантазии - самая что ни на есть реальная, и заложила ее сама Матушка-Природа. Побывав на этих скалах однажды, отныне всегда будешь смотреть на работы Дали совсем другими глазами - глазами "просветленного", познавшего истину лично.
Что до воспетой Дали, Маркесом и многими другими "пострадавшими" от нее трамонтаны - для полноты ощущений она бы не помешала. Нам лично много раз приходилось испытвать воздействие этого ветра на себе - и ощущения, доложу я вам, весьма своеобразные! Огромные и злые массы воздуха, разогнанные до первой космической скорости, с утробным воем несутся вокруг тебя, явно направляясь в расположенную где-то рядом черную дыру - или саму преисподнюю?
Неукротимая, слепая и безрассудная мощь стихии рождает ощущение беспомощности, собственной мизерности и... легкости! Да-да, именно легкости: ветер настолько силен, что ты подспудно ожидаешь: еще чуть более сильный порыв - и тебя подхватит, как клочок бумаги, и унесет в пугающее никуда!
Вместе со страхом трамонтана наполняет тебя непонятным восторгом: хочется петь и кричать, так же неистово, как неистов ветер, а еще - хочется обязательно сфотографировать эту природную вакханалию, но сделать это непросто - трамонтана буквально вырывает телефон или фотоаппарат из твоих рук, и его дополнительной маленькой парусности вполне, оказывается, достаточно, для того, чтобы связь твоя с твердой поверхностью сделалась совсем уж шаткой!
Впрочем, с трамонтаной или без - мыс Креус и так навсегда останется в вашей памяти, как одно из самых необычных мест на земле - это мы вам гарантируем. Коогда мы вернемся в Барселону, оставленную не далее, как утром, ощущение будет таким, что мы не были там по меньшей мере неделю, а означать это может только одно - экскурсионный день прошел до предела насыщенно и не зря!
Длительность экскурсии - 10-11 часов. Стоимость: 1-3 человека - 500 €, 4-5 человек - 570 €, 6 человек - 750 €, 7 и более человек - по запросу. Только гид - 320 €.
Примечание: В стоимость автомобильных экскурсий включено: гид+водитель+авто+все транспортные расходы. Входные билеты в музей (15 евро билет) оплачиваются отдельно. Цены указаны с учетом начала и завершения экскурсий в Барселоне.
Для заказа экскурсии воспользуйтесь нашей контактной информацией либо приведенной ниже формой:
При заказе экскурсии, пожалуйста, укажите в формуляре ваш Email, имя, желательные для вас даты проведения экскурсии (экскурсий), номер контактного телефона, количество человек в группе, наличие детей (если есть, то какого возраста).
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Похожие экскурсии:
Театр-музей Дали в Фигерасе и дом-музей Дали в Порт-Льигате
Наш YouTube-канал "Мир Сальвадора Дали"