Дом Лео Морера (Casa Lleo i Morera) расположен не только на самом фешенебельном проспекте Барселоны - Passeig de Gracia, но и в самом знаменитом квартале этого района, известном, как "Квартал Раздора". "С кем "раздор"? - спросите вы.
Что же, отвечаю: с двумя другими замечательными домами, стоящими бок о бок: домом Бальо (Антонио Гауди) и домом Амалье (Жозеп Пуч-и-Кадафалк). Вот и получается прекрасная троица: эдакие Гера, Афина и Афродита, имена которых неразрывно связаны с древнегреческим мифом о Яблоке Раздора.
А если учесть что и яблоко, и кварталы района Эшампле, где находится Дом Лко Морера, по-испански называются совершенно одинаково: "manzana" - здесь еще имеет место быть забавная игра слов: Квартал Раздора - Яблоко Раздора. Это тем более актуально, что три этих дома построили три самый выдающихся модернистских архитектора Барселоны: Антони Гауди, Жозеп Пуч-и-Кадафалк и, наконец, Луис Доменек-и-Мунтанер, автор дома Лео-Морера, каждый из которых мог с полным основанием назвать себя "лучшим".
Но назвать - это одно, а где же независимый суд? Где оценка незаинтересованных экспертов? Вот так и получается, что мы, "благодарные зрители", любуясь троицей этих поистине прекрасных зданий: Бальо, Амалье, Лео Морера - выступаем в роли Париса, решая, кому же достанется вожделенное "яблоко".
Но вернемся к Дому Лео Морера. Как и его друзья-соперники - Дом Амалье и Дом Бальо, этот дом не был построен на пустом месте. Уже в 1864-ом году здесь было возведен дом Рокамора, никакими особенными достоинствами не отличавшийся: просто хороший, добротный доходный дом без всяких изысков.
Однако за 40 лет, минувших с той поры, ситуация сильно изменилась. В городе появились не просто состоятельные, а по-настоящему богатые люди, и жить в "каком-то" доме на самом престижном проспекте Барселоны для уже было, вроде бы, и не "комильфо".
Именно по этой причине богатая барселонска Франческа Морера-и-Ортис в 1902-ом году подрядила невероятно модного тогда архитектора Мунтанера провести глобальную реформу старого дома Рокамора по адресу Passeig de Gracia,35.
Мунтанер, носивший среди коллег прозвище "Дирижер" - за свое виртуозное умение подбирать подходящих сотрудников и организовывать строительный процесс - с энтузиазмом взялся за работу и перекроил дом целиком. Выполненные его командой реформы затронули не только фасад, но и интерньеры, и чердачное помещение, и крышу здания, где была устроена потрясающая терраса с изумительно красивой угловой беседкой - мечта всякого барселонца!
Однако наибольший интерс представляет именно фасад Дома Лео Морера, которым всякий может любоваться с улицы. Невероятное обилие искусной каменной резьбы, украшающей фасад здания, заставялет сразу вспомнить об архитектурном стиле "платереско", модном в Испании в ту эпоху, когда в остальной Европе царил Ренессанс, и славном восхитительными каменным кружевами, которые мастерски умели "плести" резчики по камню той поры.
Впрочем, не перевелись такие умельцы и в модернистской Барселоне. Точнее - умелец, ибо всю работу по украшению фасада взял на себя выдабющийся скульптор Эусеби Арнау. Его же руке принадлежат и крайне талантливые, выразительные скульптуры на доме Амалье (рядом) и такие же маленькие (и не очень) шедевры прикладной скульптуры на здании, где расположен кафе-ресторан "Четыре Кота", и... - на десятках, если не сотнях барселонских зданий и по сей день можно наблюдать мастерские творения Арнау.
Особенно хороши скульптуры своеобразных "нимф Прогресса", попарно расположенные на двух балконах хозяйского этажа и снабженные такими символами НТР той поры, как телефон, фотоаппарат, электрическая лампояка и фонограф.
Эти четыре скульптуры, пусть и понесшие некоторый урон в ходе бомбардировок Гражданской войны, после реставрации выглядят вполне достойно и радуют наш глаз "на все сто", а вот еще пара "нифм" переживших войну и расположенных за коваными решетками в витринах цокольного этажа, были уничтожены уже в мирное время, по инициативе страховой компании, выкупившей здание у прежних владельцев в 1943-ом году.
Однако скульптуры эти не пропали совсем уж бесследно. Сальвадор Дали впоследствии выкупил их части у привратника соседнего здания, решившего сберечь их "на всякий случай", и украсил двумя сильно поврежденными бюстами внутренний дворик своего знаменитого Театра-музея в Фигерасе - где я и показываю их своим туристам.
В годы войны также сильно пострадала замечательная угловая беседка-ротонда, украшенная мозаикой, керамикой и резьбой по камню.
Дело в том, что в этой беседке, для строительства которой пришлось когда-то выправлять отдельное разрешение (высота её превышала допустимые муниципальные нормы), республиканцы в годы войны устроили пулеметную точку, которой не раз доводилось попадать под перекрестный огонь - с самыми плачевными для беседки результатами.
Будет несправделиво, если мы не упомянем и других мастеров, благодаря талантам которых дом Лео Морера превратился внастоящий шедевр каталонского модерна.
Мозаичист и дизайнер Луис Бру, мебельщик Гаспар Омар, художник и керамист Антони Серра, мастер витражного дела Антони Ригальт - вот лишь некоторые имена участников слаженного "оркестра", который, под вдохновенным руководством "Дирижера" архитектора Луиса Доменек-и-Мунтанера создал настоящий архитектурный шедевр.
Строительные работы были полностью завершены 10 марта 1905 года, однако заказчица не смогла насладиться красотой кардинально перестроенного здания. Франчаска Морера умерла годом ранее, и потому дом достраивал, а потом и жил в нем, ее сын: Альберт Лео-и-Морера - в честь которого, собственно, и названо здание.
Усилия создателей всей этой красоты не пропали даром: в 1906 году дому Лео Морера была присуждена премия за победу в Конкурсе построек, имеющих художественную ценность, учрежденном Мэрией Барселоны. Интересно, что архитектор Мунтанер получал эту премию не единожды, в то время как Антонио Гауди - всего один раз, и за самую "незивестную" из своих работ: Дом Кальвет.
В 1943-ем Дом Лео Морера приобрела страховая компания Sicoedad Mercantil Bilbao, после оно не единожды снова меняло владельцев ,пока в 2006-ом не стало собственностью группы Nunez i Navarro, которая владеет им и по сей день.
Дом Лео Морера - практическая информация
Адрес: Passeig de Gràcia, 35, 08007 Barcelona
Как добраться:
Metro: остановка Passeig de Gràcia: L2, L3 y L4
Автобус: остановка Passeig de Gràcia: H10, V15, 7, 22 y 24
Официальный сайт Дома лео Морера: http://www.casalleomorera.com/en/
Посещение Дома Амалье возможно в ходе наших следующих эксурсий:
1) автоэкскурсия "Барселона от А и до Я"
2) обзорная автоэксурсия по Барселоне
Статьи по теме:
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment