В этой статье мы расскажем вам кое-какие интересные факты об одном из самых знаменитых и необычных зданий в мире - Доме Мила (Casa Mila), построенном не менее необычным архитектором, Антонио Гауди, в начале прошлого века в Барселоне. За 73 года своей жизни Гауди смог осуществить чуть более полутора десятков крупных проектов, многие из которых, к тому же, остались незавершенными - однако каждый из его архитектурных шедевров настолько уникален, что врезается в память сразу и навсегда. В полной мере это относится и к Дому Мила, более известному под прозвищем "Ла Педрера" ("Каменоломня").
1. Дом Мила был абсолютно не понят современниками
Да, вы не ослышались - это чистая правда: дом Мила, сегодня известный даже далеким от архитектуры людям, посещаемый толпами туристов (свыше 1.200.000 человек ежегодно), в свое время бы лкрайне негативно сопринят всеми слоями барселонского общества - от домохозяек до искусствоведов, от чернорабочих до сливок барселонского истеблишмента, включая и самих заказчиков: чету богатых барселонцев Пере Мила-и-Кампс и Росер Сежимон.
Уже на этапе строительства дом заслужил массу обидных прозвищ, самыми невинными из которых были: "свалка металлического лома", "кротовая нора", "депо для дирижаблей", "каменоломня".
2. Дом Мила - не одно, а два здания!
Мало кому известно, что Дом Мила - это не одно, а два независимых друг от друга здания, каждое из которых имеет свой собственный вход и свой световой колодец. Между собою эти здания сообщаются лишь на нижнем этаже, а иллюзия того, что дом все-таки один, возникает по причине общего объединяющего их фасада.
3. Самая интересная часть Дома Мила - крыша!
Во всех своих работах Гауди особенно значение придавал верхним уровням построек, как будто разглядывая свои здания сверху (глазами Бога?) - именно по этой причине крыша дома Мила - без преувеличения, самая интересная часть здания. Уникальный дизайн лестничных выходов, вентиляционных труб и дымоходов Ла Педреры служил и продолжает служить неиссякаемым источником вдохновения для людей творческих.
В частности, знаменитый кинорежиссер Джордж Лукас, вдохновленный совершенно "космическим" обликом 30 дымоходов дома Мила, использовал гаудианский зидайн при создании таких персонажей своих "звездных войн", как солдаты Империи и Дарт Вейдер.
4. Дом Мила не имеет ни одной несущей стены
Да, стены в доме Мила есть, а вот несущих стен - нет! Нагрузку несут колонны из камня, кирпича или железа. Это позволяло, при желании, жильцу той или иной квартиры перепланировать ее внутреннее помещение в соответствии с собственным вкусом и потребностями. Напомню: дом построен более 100 лет назад! Поистине, архитектурные решения Антонио Гауди намного опередили свое время!
5. В процессе строительства Дома Мила заказчик не раз подвергался штрафам
Общеизвестный факт: Антонио Гауди привык гораздо чаще руководствоваться указаниями своего мятежного гения, нежели принимать во внимание пожелания заказчиков или муниципальные нормы, неисполнение которых было чревато штрафами.
В первый раз это случилось в 1907, когда Пере Мила оштрафовали за одну из колонн дома Мила, выступающую, как выяснилось, за "красную линию" более чем на 2 метра. 28 сентября 1909 г. было открыто новое административное дело, по причине того, что Гауди безбожно превысил общую высоту здания и его объем - аж на 4000 кубометров.
В результате семейству Мила было предложено на выбор два решения: либо снести пару верхних этажей, либо заплатить штраф в 100 000 песет. Для уплаты штрафа заказчику пришлось заложить недостроенное здание.
6. Заказчики не хотели выплачивать Антонио Гауди гонорар
Мила запросили в Мэрии разрешение на сдачу квартир внаем уже в 1910-м году, но и здесь их ждал сюрприз. Гауди, отношения которого с заказчиками окончательно к тому времени были испорчены, еще не получил, оказывается, гонорар, выплату которого недовольные результатом заказчики всячески откладывали - и, пока причитающиеся ему за труды деньги не будут выплачены, архитектор отказывался подписывать окончание строительных работ.
Лишь в 1912 году, когда Мила выплатили Гауди причитавшиеся ему в качестве гонорара 105 000 песет, он, наконец, поставил свою подпись под так нужным Мила документом.
Полученные деньги он, впрочем, тут же пожертвовал монахам-иезуитам. Что-что, а грех стяжательства был глубоко чужд архитектору, глубоко свободному от всего мирского.
7. Сегодня (2020) в Доме Мила остался всего один жилец!
В 1986-ом дом Мила был приобретен в собственность банковским фондом Caixa de Catalunya, который предложил многим из жильцов здания с правом пожизненной аренды миллионные выплаты за то, чтобы они освободили свои квартиры.
Суммы были такими значительными, что на них бывшие обитатели Педреры смогли приобрести собственную недвижимость - и весьма неплохую.
Единственный житель дома, кому никаких предложений не поступало - Анна Виладомиу: каталонская писательница писательница, выпускница философского факультета, закончившая, вдобавок, курсы писательского мастерства при "Барселонском Атенее".
На сегодняшний день Анна является единственным жильцом дома Мила. Уникальная ситуация - не правда ли? Стоит ли удивляться, что недавно в свет вышел ее третий роман, который, собственно, так и называется: "Последняя жительница Педреры"?
8. Дом Мила более известен под прозвищем "Ла Педрера" (La Pedrera) - "Каменоломня"
Стоит ли удивляться этому прозвищу? Огромная масса камня, расположенного в кажущемся "творческом беспорядке", абсолютно органические криволинейные формы, нерегулярные провалы окон, а главное, главное: каменные блоки, с идеальной точностью подогнанные друг к дружке и образующие плавно перетекающие одна в другую волны, окончательно обтесывались и подгонялись уже на фасаде.
Наблюдая каменотесов за этой работой, могли ли барселонцы придумать иное прозвище для дома Мила, чем "Каменоломня"?
9. Дом Мила - первый каталонский объект ЮНЕСКО
Дом Мила, когда-то не победивший даже на муниципальном конкурсе на лучшее здание года, в 1984 стал, наряду с Парком Гуэль и Дворцом Гуэль, первым архитектурным объектом Каталонии, попавшим в список Всемирного Культурного Наследия. Вот так - время все расставляет на свои места, пусть и не сразу!
Статьи по теме:
Write a comment