Дом-музей Сальвадора Дали (Порт-Льигат)

Дом Сальвадора Дали в Порт-Льигате
Дом-музей Сальвадора Дали в Порт-Льигате

Дом-музей Сальвадора Дали в Порт-Льигате - настоящая мекка для всех, кто неравнодушен к творчеству художника. Дом Дали мы посещаем в ходе следующих экскурсий:

 

1) Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе и дом Дали в Порт-Льигате

2) Кадакес, Порт-Льигат и мыс Креус

Дом-музей Сальвадора Дали в Порт-Льигате - самый "личный" из всех музеев художника в Каталонии. Здесь, на краю пиренейского света, Дали нашел свою любовь, построил свой ставший знаменитым дом, написал свои лучшие картины и прожил свои самые счастливые годы. Неоднократно Дали подчеркивал, что понять его творчество, не побывав в этих местах - невозможно. 

Кадакес, Порт-Льигат, мыс Креус - посещение этих мест обязательно для всякого, кто интересуется жизнью и творчеством удивительного каталонского художника - Сальвадора Дали, а также для тех, кто неравнодушен к природной красоте, которая в этих местах не знает себе равных. 

Мыс Креус, Кадакес, Порт-Льигат - центр Вселенной Сальвадора Дали. В Кадакесе появился на свет дед художника, Галь, здесь же родился отец Дали, да и детские годы художника неразрывно были связаны с этими местами. 

Дом Дали в Порт-Льигате

К моменту рождения Сальвадора семья проживала в Фигерасе, где отец его имел нотариальную контору, но в Кадакесе оставался загородный дом, и все летние месяцы школьник Сальвадор Дали проводил с семейством именно там - и считал их самыми счастливыми в году. 

Вот как он описывает в своем юношеском дневнике лето 1920-го года. проведенное здесь: "Лето я провел прекрасно, да иначе в благословенном Кадакесе и быть не могло. Наше море, колыбель латинской расы, пьянящие цвета и немыслимый свет! Все лето (а оно выдалось жарким) я с величайшим восторгом и усердием писал. Я жаждал перенести на полотно немыслимую красоту нашего моря и скал, озаренных солнцем".

В каждом слове здесь звучит неподдельный и искренний восторг перед божественной красотой природы этого удаленного уголка Каталонии, и впитанной с самых малых лет любви к своей малой родине Дали останется верен всю жизнь. 

Дом Сальвадора Дали в Порт-Льигате (Каталония)

Места действительно уникальные. Здесь заканчивается Испания и весь Полуостров, здесь Пиренейские горы тонут в Средиземном море, "в грандиозном геологическом бреду", как выразился Дали - врожденным чутьем художника Дали не мог не оценить их дикую и уникальную красоту. 

 

Вся личная и творческая биография художника неразрывно связаны с Кадакесом, Порт-Льигатом и мысом Креус. 

Именно в Кадакесе дважды, в 1925 и 27-ом годах гостил  у Дали его лучший и единственный друг - талантливейший испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка. Именно в Кадакесе Дали и Луис Бюнуэль, еще один его приятель, впоследствии ставший всемирно известным кинорежиссером, писали сценарий "Андалузского пса" - первого сюрреалистического кинофильма в мире.

И именно в Кадакесе в жизнь Дали на долгих и счастливых 53 года в жизнь молодого Дали вошла его неизменная спутница, его второе или даже первое "я", женщина, сделавшая Дали тем, кем мы знаем его сейчас - Елена Дмитриевна Дъяконова, более известная, как Гала. Здесь мы вплотную подошли к истории знаменитого дома Гала и Сальвадора Дали. 

Представим такую ситуацию: начало августа 1929-го года. По приглашению молодого Дали, к тому времени уже ставшего членом кружка сюрреалистов в Париже, в Кадакес приезжают погостить его знакомые Рене Магритт (художник-сюрреалист) и Камиль Гоэманс, художественный агент - один с женой, второй - с невестой. Чуть позже к ним присоединяется поэт-сюрреалист Поль Элюар с женой Гала и дочерью Сесиль.

Первая же встреча Дали с женой Элюара оказывается роковой: между Сальвадором и Гала проскакивает та самая мгновенная электрическая искра, что именуется любовью с первого взгляда - и больше они уже не расстанутся на долгих полвека. 

Против этой немыслимой связи решительно восстает семья художника: отец и младшая сестра Анна-Мария. Нелишне напомнить, кем в 1929-ом году был Сальвадор Дали: 25-летним молодым человеком, не имевшим ни образования, ни работы, ни своего жилья, ни собственного источника существования.

Поэтому, когда Дали, живший на средства отца, отказался подчиниться его воле и расстаться с этой "грязной и распутной парижанкой" - для художника и его избранницы наступили очень непростые времена.

В ходе одной из ссор нотариус Дали, человек решительный и прямой, попросту избил сына и, в старых добрых традициях, изгнал его из дома, предрекая неминуемую смерть под забором. Папа добился также того, чтобы этих негодяев - его родного сына с любовницей - не пускали ни в один из отелей Кадакеса. 

Заработать что-либо здесь, на самом краю света, особенно учитывая род занятий Сальвадора Дали, тоже не представлялось возможным. Вот почему неизбежным оказалось возвращение в Париж. Интересно, что и тогда, и позже, Дали всегда воспринимал внешний мир, тот же Париж, или Нью-Йорк, всего лишь как место  для зарабатывания денег - на которые можно будет комфортно существовать в благословенном Порт-Льигате.

Однако с деньгами поначалу было туго. Ядром будущего знаменитого дома-лабиринта Дали стала полуразрушенная рыбацкая хижина, купленная Сальвадором у рыбачки из Кадакеса Лидии Ногер. 

В этой хижине никто не жил - она попросту была не приспособлена для этого. Сложенная из местного камня, без единой капли цемента (не из оригинальности, а из бедности), с прохудившейся местами крышей - такова была первая и единственная резиденция художника. 

Деньги на покупку нашлись благодаря французскому меценату виконту Ноайе, который без колебаний выдал Сальвадору Дали чек на 20000 франков - в качестве гонорара за еще не написанную художником картину "Старость Вильгельма Телля". 

20 августа 1930-го Дали официально становится владельцем домика Лидии Ногер общей площадью 22 квадратных метра, а 22 сентября того же года покупает еще одну хижину рядом - примерно такой же площади. Начало положено - из этого ядра вырастет весь этот кажущийся хаос, имя которому - дом Дали. Вот как сам Дали описывает перманентный процесс домостроительства:

"Наш дом рос и развивался, как растение, почкуясь и давая побеги. Каждый очередной виток нашей жизни знаменовался появлением нового отростка - нового помещения. Сердцевина же развилась из зерна, зароненного паранойальным безумием Лидии."

В 1948 году вернувшиеся в Порт-Льигат после почти десяти лет жизни в США, супруги Дали приобретают третью хижину (нынешние библиотека и гостиная), а также часть всползающей по склонам холма оливковой рощи. 

 

Растет известность Дали, тяжелеет его карман - и точно так же увеличивается в размерах его знаменитый уже к тому времени дом.

"Дом для двоих" - это название подходит к нему как нельзя более точно: ведь, невзирая на огромное количество самых разных помещений, спальни для гостей в нем предусмотрено не было.

Да, это так: в бухте Порт-Льигата бросали якоря яхты многих сильнейших мира сего.

 

В гостях у семейства Дали здесь побывали Уолт Дисней, король Италии Умберто Второй, герцог Виндзорский, королева Елизавета Бельгийская, мультимиллионер и близкий приятель Дали Артуро Лопес - но истекал день, закрывались за знатнейшими и богатейшими мира сего двери - и на ночь в доме оставались двое: Дали и Гала. 

Дом Дали в Порт-Льигате

Дом, созданный обоими - Дали и Гала. Концепция дома, его конструкция и конфигурация помещений, сама идея постоянно растущего, подобно живому организму, дома-лабиринта принадлежат, без сомнения, архитектору Сальвадору Дали. 

А вот убранство и отделка здания, его стиль с ярко выраженным восточным оттенком - это уже прерогатива супруги художника. Хотя словечко "стиль" в данном контексте вряд ли употребимо.

Разве что в одном случае - если мы согласимся признать, что это неповторимый, уникальный, ломающий все представления о самом понятии стиля - стиль четы Гала Сальвадор Дали. А описать его можно одной, зато верной фразой: "Долой все стили и направления!"

Дом Сальвадора Дали

Да и то: что это за стиль, когда напротив крыльца красуется полуразваленный, дряхлый, но тем не менее бережно сохраняемый колодец? А  прохудившаяся лодка, давно уже переставшая бороздить прибрежные просторы Средиземного моря? А из лодки этой произрастает мачта-кипарис - куда это годится? 

Однако всякому, кто мало-мальски знаком с творчеством Дали, эти предметы вовсе не покажутся странными, но напротив - знакомыми и родными: ведь Дали неоднократно изображал их в своих замечательных работах. 

Дом Дали в Порт-Льигате

И если снаружи дом, хотя бы в отношении цвета, традиционно  белоснежен - не будем забывать, что расположенный рядом Кадакес прозвали "белый городом", потому что все здания в нем действительно белого цвета - то внутри Дали и Гала дают полную волю своему богатому воображению. 

Едва войдя в дом, мы оказываемся в Медвежьей прихожей и, оправдывая название, встречает нас именно чучело медведя - то самое, которое украшало когда-то в начале 30-хх годов парижскую съемную квартиру на Университетской улице. 

Бывший медведь многофункционален: это и подставка для зонтов, и поднос для писем, и светильник, под абажур для которого Дали приспособил снасть для ловли креветок.

Описание дома Сальвадора Дали в Порт-Льигате

Бывший медведь многофункционален: это и подставка для зонтов, и поднос для писем, и светильник, под абажур для которого Дали приспособил снасть для ловли креветок. Плюс к тому, медведь охраняет коллекцию тростей, которые Дали любил и коллекционировал. А если присмотреться, то можно обнаружить и настоящую старинную немецкую аркебузу, которую художник активно использовал при работе над серией литографий к "Дон Кихоту". 

Также в Медвежьей прихожей можно обнаружить и старинный арбалет на стене, и чучело совы, символизирующее мудрость, и антикварный шкаф каталонской работы, и, конечно же, знаменитый диван-губы, детище самого художника.... 

Рядом - очень скромная по размерам столовая, которую сам художник называл "маленькой трапезной".

Стулья с плетеными камышовыми сиденьями, на которых отдыхают пузатые соломенные шляпы "чичонеры"; старинная скамья с резной фигурной спинкой; два кованых подсвечника, выполненных по эскизу Дали; плакат, напоминающий нам об именной корриде, устроенной в честь Сальвадора Дали в 1961-м году, вырезанная из дерева полихромная голова Святого Иоанна; корзина для хлеба, кукурузные початки, морские гады, выдолбленный прямо в скале камин - вот, пожалуй, основное из того, что уцелело до наших дней.

Из столовой, поднявшись пятью ступенями выше,  попадаешь в библиотеку. К сожалению, то что мы видим на стеллажах сейчас - не книги, а муляжи.

 

Обширная библиотека четы Дали, включающая книги по истории искусства, архитектуре, живописи, медицине, физике, математике, философии находится сейчас в Фигерасе, в центре изучения творчества дали, основанном при Фонде "Гала-Сальвадор Дали".  Тем не менее, само количество полок, а также прижизненные фотографии маэстро позволяют сделать вывод о том, что полки эти никогда не пустовали. 

 

Это объясняет энциклопедическую образованность Дали в самых разных областях человеческого знания. Известно, что когда художник трудился над очередным холстом, Гала находилась рядом и читала вслух. Кроме того, и перед сном Дали брал с собой в постель тот или иной том энциклопедии "Эспаса" и выискивал там что-нибудь полезное для себя. 

Как и у всякого порядочного гения, мозг Дали был очень хорошо организован: ненужную информацию художник мгновенно забывал, а то, что действительно представлялось ему важным, впитывал и запоминал очень точно и навсегда - причем, новое это знание не оставалось пылиться ненужным мозгом в дальних кладовых его разума, а обязательно шло в дело, обогащая тем или иным способом уникальное творчество маэстро. 

Вот что говорил по этому поводу сам Сальвадор Дали: "Я ценю не книги, а знание. Но не любое знание, а лишь то, которое способно обогатить мой параноидально-критический метод. Пока я работаю над холстом, Гала читает мне вслух книги великих писателей. Я не вникаю в их смысл, а просто погружаюсь в водоворот слов..."

Думается, маэстро все же лукавил - вникал, и еще как вникал! Начав когда-то плотное изучение работ усатого каталонца, мы смогли в полной мере оценить объем его знаний - и объем этот поистине был огромен!

Интересно отметить также обилие засушенных цветов бессмертника - любимого растения Гала - а также чучела трех лебедей. Когда-то они плавали в бухте Порт-Ллигата, а на головы им даже надевали колпачки с зажженными свечами, которые светились во тьме до тех пор, пока лебедь не опускал голову в воду. 

Интерес Дали к мифологии общеизвестен: вспомним, что миф о прекрасной Леде и лебеде лег в основу его прекрасной картины "Атомная Леда", написанной в 1949 г. Картина, кстати, принадлежит фонду "Гала-Сальвадор Дали" и присутствует в постоянной экспозиции Театра-музея Дали в Фигерасе, так что оригиналом можно насладиться именно там. 

В ходе дальнейшего осмотра дома нам предстоит еще увидеть множество самых разных помещений: это и макетная комната, буквально напичканная всевозможными оптическими приборами и прочими хитроумными приспособлениями (не будем забывать: Дали был страстным поклонником науки и живо интересовался последними ее достижениями, особенно, в области оптики); и терраса, и вестибюль, точно так же, как и любое другое помещение здесь, несущий на себе неизгладимую печать уникальной личности Сальвадора Дали, и, конечно же, мастерская - святая святых этого дома. 

Когда-то оказавшись в этом помещении впервые, я испытал самый настоящий трепет - именно здесь Сальвадором Дали были написаны десятки потрясающих по силе воздействия и по виртуозной технике исполнения полотен. 

Да, Дали отдыхал,  занимался самопиаром, выходил в свет, занимался бизнесом в других местах земного шара, но работал, а точнее сказать, творил он здесь - в Порт-Льигате. Вот как говорил об этом сам художник: "В Порт-Льигате все сбывается. Мне тут работается, как нигде. Все здесь сходится, будто по волшебству: время течет медленнее, и каждый час длится ровно столько, сколько надо. Здесь царит первобытный покой: это - уникальное место на планете."

Мастерская Дали буквально утопает в свете: он входит сюда через два больших окна. Из одного открывается вид на залив и остров Са-Фарнера, напоминающий хребет дракона - эти пейзажи десятки, а может быть, сотни раз появляются в его работах. 

Дали писал: "ты влюбляешься сознательно, влюбляешься безгранично, на всю оставшуюся жизнь в фрагмент пейзажа, который твоя мысль, твой ум уже выбрали, и из всего, что тобой любимо, именно он один заслуживает того, чтобы пойти на любые жертвы. 

В мастерской, на первый взгляд,  царит такой же хаос, состоящий из множества самых разнородных, случайных, никоим образом не связанных между собою предметов, как и везде. Однако всякому, кто знаком с образной системой Дали, сразу же станет понятно, что хаос этот - иллюзия: каждая вещь - важна, и посторонних предметов здесь попросту нет. 

Наш взгляд обязательно зацепится за макет строения атома водорода, уже знакомый нам по Театру-музею Дали в Фигерасе; мы увидим зеркало фламандской работы, поразительно напоминающее то, что изобразил Ян ван Эйк в своей знаменитой картине "Портерт четы Арнольфини", и, разумеется - куда же без Веласкеса и его "Менин"? 

Репродукция этого полотна, размеченная самим Дали специальной сеткой, служила каталонцу и рабочим материалом, и предметом наслаждения и изучения. 

 

В мастерской, среди прочих, художником были написаны шедевры, как Мадонна Порт-Льигата" (1950),  "Христос Святого Иоанна Креста" (1951), "Тайная вечеря" (1955), "Битва при Тетуане" (1962), "Апофеоз доллара" (1965), "Ловля тунца" (1966-67) и "Дали со спины, пишущий Гала со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными шестью реальными зеркалами" (1972-73). Последнее из названных полотен экспонируется в "Зале Шедевров" Театра-музея. 

Надо учесть, что уже с 50-хх годов Дали работал над крупномасштабными полотнами, площадью по 6-7, а иногда и 12 кв м (как, например, "Галюциногенный тореро". 

Писал художник преимуществено сидя (причиной чему, среди прочего, были боли в спине) и для удобства работы он установил в мастерской огромную металлическую раму, механизм которой при нажатии кнопки поднимался и опускался на желаемую высоту. Карттина закреплялась на раме, и это позволяло Дали всегда держать полотно на удобной для него высоте. 

Баночки с краской, бутылочки с олифой, камедью, растворителями и сиккативами, кисти, палитра, трость-подлокотник, деревянная доска с эскизом ангела, закрепленная на мольберте - все это напоминает напомнить нам о том, что великий художник творил здесь: вплоть до смерти своей возлюбленной в июне 1982-го - смерти. которая означала и творческую смерть самого художника. 

В доме-лабиринте Дали нас ждет еще множество открытий. Это и "желтая комната", получившая название по цвету обивки диванов и кресел - с драгоценной лампой-часами в форме улитки, настоящим прпоизведением искусства от Тиффани; с удивительным зеркаломв черной раме, помещенным под таким углом, что Сальвадор Дали, лежа в постели, мог видеть первые лучи восходящего солнца и просыпаться, таким образом, с рассветом...

Это и "комната с птицами", откуда несколько ступеней ведут в спальню с монументальными, выполненными из бронзы и железа кроватями под красно-голубым балдахином...

Попутно отмечу, что в этом немаленьком доме всего одна спальня - спальня хозяев.  Для гостей, которые желали бы остаться на ночь, спальных мест не предусмотрено - лишнее доказательство того. насколько важен был для Дали этот дом: дом для двоих, как часто называл его сам Маэстро. 

Это и "комната со шкафами", где Гала в свое время проводила массу времени, обклеивая эти самые шкафы обложками журналов и фотографиями, имевшими для четы Дали особое значение. 

 

На этих снимках Сальвадор и Гала запечатлены с выдающимися деятелями культуры, науки и политики. Среди них следует отметить Ингрид Бергман, Грегори Пека, Пабло Пикассо, Лоуренса Оливье, Марселя Дюшана, Уолта Диснея, знаменитого тореадора Мигеля Луиса Домингина, парочку особ королевских кровей...

 

Следует особо отметить обложку номера журнала Time от 1936-го года, где красуется молодой, с усиками гангстера или сутенера Сальвадор: это появление Дали на обложке столь важного издания было знаковым и в значительной степени способствовало упрочению славы художника.

Что же, Дали и Гала были невероятно, немыслимо тщеславны - но это, если разобраться, далеко  не худший из человеческих пороков. 

 

Еще более запрятанное в глубине лабиринта помещение - "овальная комната", выстроенная по форме панциря морского ежа, снабженная длиннейшей, по всему периметру скамьей, на котрой Гала проводила немало времени, когда ей требовалось уединиться. 

 

Самая потрясающая особенность этого потайного помещения - эффект реверберации, создающийся в центре под самым куполом сферического потолка. Малейший, едва слышный звук, произнесенный там, мгновенно отражается и начинает звучать по всей комнате - мистический, доложу я вам, опыт! Дали обожал подобного рода вау-эффекты. 

И это еще далеко не все!

 

Вас ждут внутренний двор, оливковая роща, голубятня с вилами, знаменитый "Мусорный Христос" гигантских размеров, которого Дали создал из всевозможного сора и обломков, вынесенных волнами на берег бухты в Кадакесе...  

 

Не стоит забывать и удивительный бассейн, выполненный в форме фаллоса: к такого рода шуткам художник тоже был склонен - и многое, многое другое. 

 

Вот как сказал о доме Дали в Порт-Льигате каталонский писатель Жозеп Пла: "Дом поражает своим неординарным, а точнее - невиданным убранством.

 

Вряд ли в нашей стране да и вообще где-то еще можно увидеть что-либо подобное. Обычно интерьер отражает социальное положение хозяев - буржуазии, мещанского сословия и т.п. Он традиционен, привычен, на него никто не обращает внимания.

 

У Дали все иначе. Его дом заслуживает точного и подробного описания. Сюда разрешен вход лишь воспоминаниям, маниям и навязчивым идеям хозяев.

Здесь нет ничего традиционного, перешедшего по наследству, заимствованного или скопированного. Все это - не поддающаяся разгадке личная мифология. Смысл многих вещей известен одним хозяевам.

 

Здесь есть произведения искусства (принадлежащие художнику), вещицы из России (госпожи Гала), чучела животных, вырубленные в камне лестницы, идущие вверх и вниз, книги (что кажется неожиданным для таких людей), предметы дурного и тончайшего вкуса и так далее." 

 

Если учесть, что оба хозяева мертвы, означает ли это, что смссл многих вещей в этом доме останется для нас загадкой? Безусловно! Но согласитесь - без загадки, тайны и мистики жизнь была бы невообразимо скучна! А ведь самим своим существованием Сальвадор Дали как раз этим и занимался: боролся со скукой, обыденностью и серостью. Боролся - и побеждал! 

 

По моему глубочайшему убеждению, побывать в доме Сальвадора Дали в Порт-Льигате должен каждый увлеченный искусством человек. 

НАША КНИГА О ДАЛИ ЕГО МУЗЕЕ

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0