Рамон Касас и Пере Ромеу на тандеме - монументальная (191 х 215 см) картина маслом, написанная Рамоном Касасом в 1897 году и в настоящее время выставленная в Национальном художественном музее Каталонии в Барселоне.
В свое время это великолепное полотно украшало стены знаменитого, сохранившегося в Барселоне и по сей день кафе-ресторана "Четыре Кота" (Els Quatre Gats - места встреч каталонских модернистов, управляющим которого являлся Пере Ромеу - высокий и тощий, всегда выглядевший неряшливым человек, изображенный справа.
Примечательно, что в настоящее время в оригинале отсутствует значительный фрагмент картины с правой стороны, что несложно заметить по "отрезанному" колесу тандема. В свое время в верхней части там присутствовала надпись, которую можно перевести с каталанского следующим образом: "На таком велосипеде не нагнувшись не поедешь".
Принято считать, что таким образом художник Рамон Касаса намекнул на то, что все основные тяготы (в том числе, и финансовые) по открытию кафе "Четыре Кота" и поддержанию его на плаву легли именно на его плечи, в то время как остальные (в частности, Пере Ромеу) главным образом бездельничают и наслаждаются внезапным успехом заведения.
Действительно, на картине несложно заметить, что Касас, изобразивший себя с неизменной трубкой, выбивается из сил, вовсю налегая на педали, в то время как Ромеу чувствует себя гораздо более свободно, принимая красивые позы и не особенно утруждаясь.
Тем не менее, все четыре отца-основателя "Четырех Котов" - Рамон Касас, Сантьяго Русиньоль, Пере Ромеу и Микель Утрильо были и остались хорошими друзьями, и потому преждевременная смерть Ромеу в свое время стала для остальных настоящей трагедией.
Кстати, копия этой картины, в своем "неурезанном" варианте украшает то самое место, где когда-то висел оригинал - центральную стену "Четырех Котов".
В свое время аккурат под картной размещался длинный стол, во главе которого восседали признанные мэтры каталонского авангарда той поры - Сантьяго Русиньоль и Рамон Касас, а вокруг них располагались "молодые" художники, которые только начинали свою карьеру, и которым через несколько лет предстояло стать ключевыми фигурами в живописи Каталонии: Исидр Нонелл, Хоаким Мир, Рикард Каналс или Мануэль Мартинес Угуэ и другие.
Были среди молодежи и те, кому предстояло возглавить изменения в общеевропейском и даже мировом искусстве - в частности, небезызвестный Пабло Пикассо.
Для всех картина "Рамон Касас и Пере Ромеу на тандеме" была гораздо более привычной, чем другая, пришедшая ей на смену в 1900 году картиной, чем картина, пришедшая на смену в 1900 году и изображающая тех же персонажей за рулем автомобиля, который призван был отобразить происходящие в обществе перемены в плане научно-технического прогресса.
К тому же, и Касас, и Ромеу были страстными поклонниками автотранспорта, в том числе и потому, что автомобиль гораздо более соответствовал духу стремительно меняющейся эпохи, чем тот же велосипед. Сегодня оба полотна находятся в одном зале Национального музея Каталонии.
Статьи по теме:
Обнаженная женщина (1928) - Сальвадор Дали
Write a comment