Собор-базилика Санта-Мария-на-Пальме (де Майорка), также называемый кафедральным собором Майорки, является главным религиозным сооружением на острове Майорка. Среди местных он также известен как Ла Сеу (La Seu).
Отметим, что Seu, или Seo (кат.) - это общее название всех кафедральных соборов на территории Короны Арагона - ныне не существующего государства, в состав которого входила и Майорка.
Собор Майорки, являет собой поистине монументальное здание в левантийском готическом стиле, построенное на берегу залива Пальмы. Говоря "монументальное", мы имеем в виду его действительно колоссальные размеры, делающие его одной из крупнейших церквей в мире.
Подобно гигантской каменной коробке, собор нависает над римскими и ренессансными стенами, защищавшими город, и заставляет осознать, что власть королей Майорки и былая слава этого стратегически выгодного места - вовсе не исторический миф.
Архитектура - один из самых прямых и наглядных способов демонстрации могущества власти, и по размерам кафедральных соборов вполне можно проверять историческую истину - благо, многие из них прекрасно дожили до наших дней.
В 1931 году он был объявлен историко-художественным памятником. Кроме того, это собор с самым большим оригинальным окном-розеткой из всех европейских готических соборов (13,8 метров в диаметре). Да, в мире на сегодняшний день есть соборы с еще более крупными окнами-розетками (15 м), однако они принадлежат к неоготике - так что сравнение здесь будет некорректным.
Точно так же собор Майорки - один из соборов с самым высоким нефом среди всей европейской готики. Здание огромно, своды центрального нефа достигают высоты 45 м, уступая только собору в Бове с высотой сводов 48 м, самому высокому готическому собору в мире.
Буквально на считанные сантиметры собор Майорки уступает Миланскому кафедральному собору, зато превосходит собор Кельна (43 м) не говоря уж о Нотр-Дам-де-Пари, высота сводов которого не превышает 35 м.
Его строительство началось в 1229 году, после завоевания острова Арагонской короной. Граф Барселоны и король Арагона Хайме I решил снести старую великую мечеть Медина де Майорка, чтобы построить великий храм, посвященный Санта-Марии, потому что, соглачно преданию, когда во время морского перехода на Майорку, предпринятого с целью завоевания острова, разразился сильный шторм, Хайме поклялся Богу возвигнуть храм в честь Богородицы, если Всевышнй убережет из от гибели. Всевышний уберег - и Хайме пришлось исполнять обещание.
В 1346 году король Хайме III присутствовал на освящении собора после того, как он был признан «законченным», хотя работы и отделка продолжались десятилетия и даже века спустя: более-менее полностью собор был "завершен" лишь к 1601 году, хотя, строго говоря, и после этой даты реформы и реставрация не прекращались, как не прекращаются и до сих пор - это процесс перманентный.
Первым архитектором собора стал Ponç des Coll, который начал со строительства часовни Святой Троицы. За Понсом на этом посту последовал Хайме Фабре, который также построил церковь Санто-Доминго в Пальме и был одним их аархитекторов кафедрального собора Барселоны.
Позже, между 1314 и 1327 годами, была построена нынешняя Королевская часовня, что стало возможным после расширения площади Пласа-дель-Мирадор в сторону моря. В середине 14 века работы были продолжены строительством трех нефов. Считается, что часть использованного материала поступила из бухты Порталс Веллс, откуда путем бурения огромных пещер в скале были извлечены блоки, которые на лодке доставлялись в Пальму.
С 9 сентября 1905 года собор считается малой базиликой - титул, присвоенный Святым Престолом.
Архитектура собора Санта-Мария-де-Пальма
Это сооружение в левантийском готическом стиле с явным североевропейским влиянием, длина которого составляет 121 метр, а ширина - 55 метров. Имена всех его архитекторов неизвестны, хотя сохранились достаточно подробные сведения о многочисленных художниках, работавших над ним (скульпторах и живописцах).
Для левантийской готики характерно не следование классическим французским моделям, а использование плана внутреннего пространства в немецком стиле, строго базиликального (hallenkirche): с тремя нефами без амбулатория или трансепта. Храм имеет три параллельные часовни со стороны абсиды и многочисленные боковые часовни между контрфорсами.
Колонны, поддерживающие своды, с инженерной точки зрения можно считать настоящим архитектурным чудом. Имея восьмиугольное сечение, чрезвычайно стройные и тонкие для храма таких размеров, они достигают максимальной высоты, допускаемой используемым материалом, предлагая широкое открытое пространство для верующих, по возможности минимально "захламленное" стурктурными компонентами.
Их изящная стройность схода заставляет вспомнить о еще одном готическом шедевре - церкви Санта-Мария-дель Мар в Барселоне. Совершенно очевидно, что в качестве образца при сооружении колонн Пальмского собора использовались именно колонны барселонского "морского собора".
Что касается порталов, главный находится находится не там, где мы привыкли его видеть - то есть, со стороны, противоположной абсиде - а на южном фасаде и называется он Портал-дель-Мирадор, поскольку обращен к морю.
На противоположном портале находится один из лучших образцов готической скульптуры на Майорке: ангел с распростертыми крыльями работы Гиллема Сагреры, архитектора не только Ла Сеу, но и другого из лучших образцов готической архитектуры (в этом гражданском случай) Балеарских островов: Лонха-де-Пальма. Пространство, обрамляющее скульптуру, украшено замысловато и мастерски вырезанными из камня кардинами (цветами чертополоха) непропорционального размера.
И, конечно же, нельзя еще раз не упомянуть окно-розетку собора, известное как готический глаз (диаметром около 13,8 м и площадью почти 150 м²), которое, как мы уже сказали, является одним из самых больших в готическом мире.
Другой характеристикой окна-розетки является его расположение (оно находится над центральном алтарем со стороны абсиды, а не на главном фасаде, как обычно). Также следует отметить наличие на нем большой шестиконечной звезды (звезды Давида).
Дважды в год - 2 февраля и 11 ноября, что совпадает с фестивалями Канделария и Сан-Мартин, соответственно - внутри собора можно увидеть следующее световое явление: солнечный свет проходит через большую розетку, и его отражение проецируется на переднюю стенку, образуя двойную розетку.
Из относительно недавних реконструкций храма следует отметить работы по реставрации, выполненные Антонио Гауди между 1904 и 1914 годами.
В начале 20 века архитектор Антонио Гауди руководил серией работ, направленных на восстановление части первоначального пространства. Основные произведенные изменения заключались в следующем: ликвидация хора, расположенного в центре нефа, который был разделен на две части и размещен по сторонам, установленный на две группы колонн; разработка балдахина для главного алтаря (незавершенный проект, так как существующий является, по большому счету, лишь моделью окончательного, который должен был быть выполнен в металле); создание новой кафедры (расположенной слева от главного алтаря) и введение различных декоративных элементов модернистского дизайна.
Работами руководил Хуан Рубио, помощник Гауди, с участием Жозепа Марии Жужоля, скульптора Висенса Виларрубиаса и художников Хоакина Торреса Гарсия, Иу Паскуаля и Хауме Ллонгераса.
Следует также отметить, что Пальмский собор выполняет функции королевского пантеона: в часовне Святой Троицы, в пресвитерии, находятся гробницы суверенных королей Майорки Хайме II и Хайме III. Гробницы, установленные в 1950 году, являются работой каталонского скульптора Фредерика Мареса.
Еще один элемент храма, выбивающийся из общего стиля и неизменно обращающий на себя внимание - ультррасовременный дизайн капеллы Святого Причастия.
В 2001 году майоркскому художнику Микелю Барсело (Felanitx, 1956) было поручено украсить Часовню Святого Причастия собора Пальма-де-Майорка, одну из архитектурных жемчужин испанской готики. В течение шести лет Барсело всецело был занят этим масштабным проектом.
Убранство часовни выполнено из керамической "кожи", покрывающей все стены до крестовых сводов. Неправильная масса, в которой проявляются рельефы хлебов и рыб, окрашенные с невероятной реалистичностью. Ощущение человека, который посещает часовню, схоже с тем, которое испытываешь, погружаясь в прозрачные воды Средиземного моря.
В этой работе, которая потребовала от художника огромных физических и умственных усилий, Барсело переосмыслил две евангельские истории; умножение хлебов и рыб и превращение воды в вино на свадьбе в Ханаане. Эфирная фигура Преображения Христа после Его Воскресения возглавляет центр ансамбля.
Расписание работы Пальмского собора, а также другую полезную информацию можно получить на официальном сайте собора.
Похожие статьи:
Антонио Гауди - реставрация собора на Пальма де Майорка
Часовая башня в Старом Порту Барселоны
Write a comment