Кафедральный собор Жироны, известный также как собор Санта-Мария-де-Жерона (catedral de Santa María de Gerona - исп.) - без сомнения, главная достопримечательность Жироны. Средневековый "долгострой", стоительство которого растянулось на 700 лет, а результат получился более чем впечатяющим...
Если бы в Жироне не было других достопримечательностей, кроме собора Санта-Мария, сюда все равно стоило бы приехать - чтобы увидеть это архитектурное чудо.
Говоря "чудо", я ничуть не преувеличиваю - кафедральный собор Жироны включен в Книгу рекордов Гиннесса как храм с самым широким готическим нефом в мире и вторым в архитектуре всех стилей (первый - собор Святого Петра в Ватикане). Судите сами - ширина безопорного пространства внутри храма составляет 22 метра 98 сантиметров - где такое видано?!
Будь я любознательным туристом, а не гидом, и прочти я такое в каком-нибудь источнике - я, конечно же, не поверил бы, собрал чемодан и поехал в Жирону - где убедился бы, что это чистая правда.
А приехав в Жирону, я первым делом увидел бы огромную белокаменную коробку собора - поскольку не увидеть его невозможно. Собор, занимающий стратегическую вершину холма, действительно заметен из любой точки города.
С автомобильной парковки, расположенной за пределами Старого Города.
С обратного берега реки Оньяр.
Со средневековых оборонительных стен Жироны.
Со смотровой площадки на башне Жиронелья.
С моста, построенного фирмой Густава Эйфеля - да, в Жироне есть и такой!
Одним словом, кафедральный собор Жироны виден отовсюду, и отовсюду - хорош! Эта монументальная постройка, выполенная из белого жиронского камня, уже с расстояния позволяет понять грандиозные размеры церкви - эффект, который усиливаяется засчет "правиьного" расположения храма. Давайте же вкратце вспомним историю собора Санта-Мария-де-Жирона.
С самого начала распространения христианства на территории Старой Каталонии город Жирона был резиденцией епископства, обосновавшегося в церкви Санта-Мария и управлявшего в то же время святилищем мученика дьякона Святого Феликса. Это святилище было построено на могиле упомянутого мученика, недалеко от городской стены.
Небольшая церковь Сан-Феликс стала центром поклонения христиан вместо собора Санта-Мария, когда арабы превратили его в мечеть, что случилось в 717 году, сразу после завоевания ими Жироны.
Позже, в 785 году, Жирона была завоевана франками под руководством Карла Великого. В 882 г. в Жироне образовалась первая община каноников, а в 908 г. церковь Санта-Мария - предшественница нынешнего собора - была переосвящена.
Есть сведения об эволюции собора и различных этапах его строительства с 1015 года, когда он находился в плачевном и полуразрушенном состоянии. Епископ Педро Роже (сын Роже II де Коменж, графа Каркассона) и брат Эрмесенды Каркассонской, графини Барселоны и Жироны, отвечал за проведение крупномасштабного ремонта стен и деревянных перекрытий.
Щедрое пожертвование на расширение и перестройку храма сделал граф Барселоны Рамон Беренгер III. Строительные работы продвигались быстрыми темпами, и уже в 1038 году церковь была вновь освящена.
К этой дате относятся две важные работы, которые, вероятно, происходят из мастерских Руссильона: епископское кресло и запрестольный образ, который также был обильно украшен золотом. Благодаря специальному завещанию графини Эрмесинды в размере 300 унций золота удалось выстроить клуатр (церковный дворик с крытой галереей), сохранившийся и поныне.
В награду за это пожертвование и согласно её последней воле, Ермесенда Каркассонская, которая слыла женщиной умной, властной и своенравной, была похоронена в кафедральном соборе Жироны.
Двор или примитивный монастырь преобразился в течение 12 века. В 1081 г. началось строительство романской колокольни, а к 117 году была закончена и вторая. Кстати, одна из колоколен сохранилась до сих пор. Он носит имя Карла Великого и выполняет роль контрфорса для готического здания храма.
Однако самое интересное началось в конце 13 века, когда епископат Жироны, набравший к тому времени большой вес и авторитет, внезапно осознал, что старый романский собор совершенно не соответствует его высокому статусу. Да, сегодня чиновники "меряются" дворцами, построенными на "отжатые" у старушек (уворованные) деньги - а в те времена епископы мерились храмами.
Одним словом, срочно требовалось сделать глобальный "апгрейд" - выстроить новый храм в доминировавшем тогда готическом стиле. Начать решено было с "головы" - то есть, с апсиды.
Для этой цели в 1292 г. казначей Гильен Жофре пожертвовал 10 000 каталонских суэльдо, чем сразу заработал себе место в Раю. Но только в 1312 г. проект был официально оформлен. Первоначально изменение заключались в расширении апсиды с амбулаторным помещением и девятью часовнями - что было доверено зодчему Энрике из Нарбонна.
После его смерти работы продолжились под руководством Хайме Фаверана. За ними последовали архитекторы Гильермо Корс, Франсиско Саплана и Педро Сакома, закончившие алтарную зону в 1347 году. Когда это пространство было закончено, архитектор Гильермо Монри продолжил расширение части хора рядом с пресвитерием, завершив эту работу в 1368 году.
В связи с этим необходимо было соединить новую часть с романским зданием (попутно перестраивая его в готическом стиле). Решено было сделать эту "смычку" с помощью поперечного нефа, который служил бы трансептом.
Первоначальная идея состояла в том, чтобы строить новое готическое пространство храма трехнефным - как это было и у предшественницы - романской церкви. Онако в среде зодчих нашелся революционер, который выступил с предложением продолжить строительство в виде однонефного храма - то есть, убрать два ряда опор напрочь!
Одними это предложение было воспринято как безумие, другим - как крамола, а третьими - как ересь. Однако не будем забывать: епископат Жироны был о-о-очень амбициозен и просто горел желанием утереть нос всем другим епископатам Католической церкви.
Вот почему зодчего революционера не сожгли - но и приступать к осуществлению невиданного доселе проекта не спешили. В целом предложение построить собор с одним нефом вызвало простановку работ на целых пятьдесят лет. В В 1417 г. в соборе было созвано собрание мастеров-строителей и экспертов.
Епископ, выслушав мнение специалистов, большинство из которых склонялись к продолжению строительства с тремя нефами, задумчиво поправил митру - и велел строить храм однонефным. Так Жирона обеспечила себе место в Книге рекордов Гиннесса, а готическая архитектура обогатилась небывалым доселе прецедентом: церковным нефом высотой 35 метров и шириной в 23! И это, доложу я вам, стоит увидеть!
Величина открытого безопорного пространства поражает. Кажется, свод поддерживает некая магическая сила - ни колонн, ни пилястр вы здесь не найдете. Решение был найдено в контрфорсах и нервюрах - тонких "ребрах жесткости", прилепившихся к стенам. С филигранным мастерством вес сводов распределен по их тонкой сетке, похожей на паутину.
Также заслуживает внимания покрытое балдахином ретабло главного алтаря, которое представляет собой работу в готическом стиле. Размеры егео составляют 2,2 метра в длину и 1,8 в высоту. На барельефах алтарного украшения, выполненных из позолоченного серебра и эмали, запечатлены сцены из жизни святых, Иисуса Христа и девы Марии, окруженных статуями святых покровителей Жироны - Феликса и Нарцисса.
Фасад собора в стиле барокко был завершен в 1733 году - о чем свидетельствуют цифры над огромным окном-розеткой.
Центральная лестница была построена в 1607 году - и тоже стала самой величественной из всех соброных лестниц, построенных в 17-ом веке в Европе! 90 широченных ступеней - шутка ли?!
При входе в храм дверь на левой стороне ведет в клуатр - крытую галерею. Посетители могут насладиться царящей здесь свежестью и покоем - а заодно архитектурой 12-го века. Дворик окружают аркады, устсановленные на 56 пар колонн на полуметровой баллюстраде.
Вдоль галереи кафдерального собора расположены пять Капитулярных залов, три из которых отданы под хранение религиозных ценностей, представляющих большой художественный интерес.
Среди них особое место занимает выполненный в 10-11 в.в. гобелен "Сотворение мира" который один, по мнению многих знатоков, стоит поездки в Жирону. Многие годы это произведение искусство было затеряно среди предметов церковной утвари, а некоторые его части использовались в качестве тряпок для уборки - чудо, что гобелен удалось сохранить и восстановить.
Полотно размером 12 квадратных метров выполнено из шерстяных нитей яркой цветовой гаммы с оттенкам охры. На нем изображен юный Христос - таким, каким его представляли в первые века Христианства. Образ Иисуса окружают семь сцен Сотворения Мира, среди которых следует упомянуть библейские сюжеты с Адамом и Евой.
Вокруг можно лицезреть ангелов с трубами, восхваляющих Господа Бога. Религиозные мотивы дополняют аллегорические изображения месяцев и времен года, а также различных ремесел того времени.
Вообще, Сокровищница собора полна многообразных ценностей, одно лишь перечисление которых заняло бы полчаса - поэтому, с вашего позволения, оставим это для непосредственного визита в собор.
Расписание: С понедельника по субботу: с 10.00 до 19.00
Воскресенье и праздничные дни: с 12.00 до 19.00
Закрыто: 1 января, Страстная пятница, 8 и 25 декабря.
Цена билета - 7 евро (включает также право на посещение церкви Святого Феликса).
Статьи по теме:
Церковь Святого Феликса в Жироне
Жиронская Львица - традиции Жироны
Сан Рамон де Портель - святые места Каталонии
Write a comment