Мы часто посещаем Вик в ходе экскурсий по каталонской глубинке - да и сами по себе наезжаем туда нередко. И каждый раз, даже во время самостоятельных визитов, обязательно заглядываем в кафедральный собор Вика, или собор Святого Петра - главный храм столицы Осоны. Эта монументальных размеров церковь, занимающая значительную часть традиционно тесного Старого города, до сих пор производит на нас неизгладимое впечатление - возможно, благодаря своей "непохожести" на сотни прочих виденных нами храмов.
Первая церковь на месте нынешнего собора была выстроена еще на заре Христианства, однако никаких следов ее существования не сохранилось - поэтому перепрыгнем сразу в славный одиннадцатый век, когда епископом Вика был знаменитый Олиба - потомок самого графа Барселоны Вильфреда Волосатого, основатель и аббат старейшего каталонского монастыря Санта-Мария-де-Риполь, основатель монастыря Монсеррат, человек, подаривший Западной Европе "Божий мир"....
Стоит ли удивляться, что в бытность Олибы епископом Вика (1018 - 1046) здесь был выстроен монументальный, по провинциальным, да и любым, меркам, собор?
Да, от него до наших дней сохранились лишь крипта и колокольня - но опытному путешественнику достаточно бросить всего лиш один взгляд на древнюю звонницу, чтобы понять: такая колокольня могла принадлежить только очень внушительному, по меркам романской архитектуры, храму.
Мощная конструкция колокольни с ломбардскими арками вздымается на высоту 46 метров - это, прошу отметить, самая высокая романская колокольня во всей Каталонии - если не во всей Испании!
Построенный при Олибе собор был освящен в 1038 году архиепископом Нарбоннским Вифредо. Учитывая, что половина Вика в Средние века находилась под властью Церкви, у архиепикопата были средства на расширение храма.
В 14-ом столетии собор обзавелся красивым клуатром верхний ярус которого выделяется филигранной резьбой по камню и виден издалека, с обратного берега реки Медер, вдоль которой в свое время проходила частино сохранившаяся и по сей день крепостная стена Вика.
В 15 столетии собор Вика обзавелся выдающимся ретабло главного алтаря (сохранилось и по сей день, хотя находится за абсидой, в другом месте храма); в эпоху барокко к основному зданию церкви "приросла" часовня Святого Бернарда, однако главное расширение случилось между 1781 и 1803 годами.
В это время архитектором Жозепом Морето-и-Кодиной было существенно перестроено основное здание церкви, а также заново возведен неоклассический фасад, сохранивший, впрочем, некоторые детали прежнего романского фасада.
Тогда же приобрели ярко выраженный неоклассический характер и обширные интерьеры храма, однако главное вмешательство в облик храма, которое, собственно, и приводит нас в неописуемое восхищение, было сделано уже в 20-ом столетии знаменитым каталонским художником Жозепом Марией Сертом (1874 - 1945), работы которого можно сегодня встретить повсюду: от Рокфеллеровского центра в США до резиденции Ротшильда в Шантильи.
Наибольшего успеха Серт достиг именно за пределами Каталонии, активно работая по всему миру, однако главным делом его жизни и, несомненно, вершиной его творчества стали монументальные росписи интерьеров собора Святого Петра в Вике. Эта работа, пусть и с перерывами, заняла у Серта бОльшую часть сознательной жизни и была сопряжена с обстоятельствами самыми трагическими.
Еще в 1900 году Серт предварительно договорился на предмет украшения интерьеров собора в Вике, не зная, что эта работа растянется на всю жизнь. Серт, уже тогда избравший монументализм основным направлением своего творчества, задумал расписать в технике "гризайль" весь огромный храм, главной темой росписей сделав триумфальный апофеоз Католической Церкви.
В 1904 году он показал в своей парижской мастерской кое-какие эскизы группе друзей, а в 1905 году выставил их в барселонской мастерской Рамона Касаса, чтобы его коллеги из художественного кружка Святого Луки (Cercle Artístic de Sant Lluc) - Жоан и Жосеп Ллимона, Дионисио Байшерас и Антони Гауди, а также епископ Вика Торрас-и-Бажес - высказали свое мнение.
Мнение это оказалось сугубо положительным, и в 1907 году Серт подписал с епископом Вика контракт на выполнение работ на сумму 150 000 песет. Эскизы регулярно демонстрировались в Барселоне, однако по ряду причин выполнение самих росписей пришлось отложить.
Затем разразилась Первая Мировая, в которой Серт принимал деятельное участие. Благодаря вмешательству видного политика и банкира Франсеска Камбо (в свое время - министра финансов Испании), срок контракта был продлен еще раз.
В апреле 1927 г. начались работы по подготовке стен собора - и Серт приступил к росписи. Заметим: он создавал не фрески, а писал именно на холстах, закрепленных на поверхности стен, ограничиваясь, в основном, всеми оттенками серого цвета, что придает росписи вид мраморных барельефов.
Только оказавшись внутри храма, возможно оценить масштаб поистине титанической работы, проделанной за несколько лет. Однако вскоре после того, как эта колоссальная работа была закончена, разразилась Гражданская война в Испании. Серт, как и Пикассо, и Миро, и множество других видных деятелей искусства, безоговорочно выступил на стороне Республики.
Однако пожар, устроенный республиканцами в кафедральном соборе Вика, уничтоживший все плоды его труда, и убийство анархистами-республиканцами его близкого друга, каноника Жауме Сера, привели к тому, что Серт сделался сторонником противоположной партии, хотя никогда по-настоящему не был обласкан диктаторским режимом Франко.
Можно представить себе отчаяние художника, когда он впервые посетил Вик, чтобы увидеть, что все его многолетние усилия обратились в прах, благодаря варварству его же бывших единомышленников.
Тем не менее, Серт не пал духом и в 1939 году взялся расписывать собор заново. 15 октября 1945 года собор с новыми росписями Жозепа Марии Серта торжественно был открыт, а вскоре после этого художник умер. Возможно, смерть его ускорила как требовавшая огромных усилий работа, так и крушение прежних идеалов.
Так иначе, несмотря на то, что Вик - это один из самых ярых оплотов сторонников независимой Каталонии, которые в силу замысловатых особенностей местной политики, очень близки к самым "левым", включая тех же коммунистов и анархистов - так вот, невзирая на это тревожное обстоятельство, новые росписи Серта до сих пор, к счастью, не сожгли.
Именно эти шедевры монументальной живописи и делают собор Святого Петра в Вике уникальным. Есть, впрочем, и еще немало секретов, связанных с этой замечательной церковью, однако рассказать обо всем в формате интернет-статьи невозможно - как раз для этого и придуманы экскурсии.
Собор Святого Петра в Вике - полезная информация
Собор можно посетить с понедельника по воскресенье, с 10:00 до 13:00 и с 16:00 до 19:00.
Статьи по теме:
Write a comment