Как известно, Сальвадор Дали не оставил наследников. Свое искреннее и неизменное на протяжении всей жизни нежелание иметь детей он объяснял очень просто: великие люди всегда производят на свет посредственных детей.
Иными словами, на детях гениев природа отдыхает.
Но это "гениев" - а Сальвадор Дали, как мы знаем, считал себя не каким-то там рядовым "гением" - он был "божественным Дали", а "божественность", как всякому должно быть понятно, не в пример выше заурядной гениальности.
Совершенно очевидно, что именуя себя "Божественным" ("El Divino") Дали намеренно приближал себя к аристократии, перед которой преклонялся всю взрослую жизнь - и не просто к аристократии, а к самим королям - вспомните "Божественное право королей"!
И цели своей художник, надо сказать, достиг - он действительно находялся в замечательных отношениях с королем Испании хуаном-Карлосом первым и королевой Софией, и, не будем забывать, родившись в семье нотариуса, человека незнатного происхождения, умер маркизом - этот титул даровал ему король сразу после смерти Гала, надеясь хоть как-то утешить художника.
Истоки своей персональной "божественности" Дали видел в том, что самим небом, или Богом, по собственым заверениям каталонца, ему была уготована роль спасителя современного искусства.
Иными словами, со всех точек зрения "божественный", Дали ставил себя на порядки выше обыкновенных гениев и потому, следуя, собственной логике, ни единой секунды не сомневался в том, что на его детях, если бы они, не дай Бог, появились, природа "отдохнула" бы с особым цинизмом.
И потому, абсолютно убежденный в верности своей доктрины, Дали предпочитал обходиться без них.
Тем более, что все обстоятельства этому только способствовали: вскоре после встречи с Дали Гала перенесла операцию на матке, после которой детей иметь уже не могла - и ситуация эта как нельзя более устраивала обоих супругов.
Да и сам Дали не блистал выдающейся потенцией, о чем неоднократно и почти с гордостью во всеуслышание заявлял - так что способночсть его к детопроизводству всегда была под сильным вопросом.
Так или иначе, детей эпатажный каталонец не имел. Правда, совсем недавно одна интриганка из Фигераса, Пилар Абель Мартинес, умудрилась поднять бучу на весь свет, претендуя на то, что она является незаконнорожденной дочерью великого сюрреалиста, и даже добилась, вопреки здравому смыслу, эксгумации тела художника для ДНК-теста - однако, как и следовало ожидать, все ее притязания оказались беспочвенны.
Экспертиза наличие родственных связей между ней и Дали не подтвердила - так что Дали сохранил за собой статус не только самого скандального, но и самого бездетного творца 20-го века.
Иное дело - Гала. До того, как сделаться спутницей жизни и музой каталонского художника, она более десяти лет прожила в замужестве с французским поэтом-сюрреалистом Полем Элюаром (наст. имя - Эжен Грендель), и, как известно, в браке этом родила своего единственного ребенка, дочь по имени Сесиль.
Все, что окружало эту удивительную женщину, уроженку Казани Елену Дьяконову, более известную, как Гала, вызывало и продолжает вызывать повышенный интерес у наших туристов, и Сесиль, ее родная дочь - не исключение.
Однако насколько публичными персонами были Сальвадор Дали, Гала или Поль Элюар, отец Сесиль - настолько сама она всю свою жизнь всячески сторонилась известности.
Сесиль Элюар фактически не давала интервью, упоминания о ней в литературе очень немногочисленны, скупы по объему и редки.
Да, пока были живы ее отец и мать, она изредка и вскользь, лишь вынужденно и очень отраженно, как далекая тень своих знаменитых родителей, возникала на общественном небосклоне, но после смерти Гала летом 1982-го года канула во тьму неизвестности окончательно.
Не сомневаюсь, в последние лет двадцать или двадцать пять все, или почти все, были абсолютно убеждены, что Сесиль Элюар тихо и мирно скончалась и давно пребывает в ином, лучшем из миров - однако на самом деле это совсем не соответствовало истине.
"Пациент был скорее жив, чем мертв." Рожденная в далеком 1918-ом, дочь Поля и Гала прожила, оказывается, очень долгую, длиною без малого в целый век, жизнь и умерла совсем недавно, 10 августа 2016 г., в Париже. Этой статьей мы постараемся хоть немного нарушить информационный вакуум, окружавший и продолжающий окружать эту женщину - Сесиль Элюар.
Итак, "дитя сюрреализма" - прозвище, данное ей, как нельзя более точно отражает атмосферу, в которой прошли детские годы Сесиль. Да, от самого рождения ее окружали выдающие художники, фотографы, писатели и поэты, чьи имена золотыми буквами будут вписаны в историю авангардного искусства 20-го столетия - что, впрочем, в силу возраста она вряд ли могла оценить по достоинству.
"Отец повсюду брал меня с собою и обожал показывать своим друзьям - что мне не очень-то нравилось. Все они казались мне слишком старыми, утомительными и скучными. Все, за исключением Пикассо. Тот водил меня на боксерские матчи, и, кроме того, я была единственной, кому разрешилось приходить к нему в мастерскую на улице Грандс Августинс в Париже - без приглашения и когда мне вздумается".
"Скучные" друзья Поля Элюара - Луис Буньюэль, Ман Рэй, Макс Эрнст, Марсель Дюшан, Луи Арагон, Рене Магритт, то есть люди, которые во многом определили развитие всего авангардного искусства 20-го века - малышку Сесиль действительно обожали. Да и как могло быть иначе?
Так сложилось, она была первым ребенком, родившимся в этом славном сюрреалистическом братстве, с поистине революционным жаром ниспровергавшем все буржуазные ценности, в том числе и классический институт семьи - однако бессильном, к счастью, вытравить из своих адептов обычные человеческие чувства: такие, например, как любовь к детям.
Ман Рэй без конца фотографировал ее, Макс Эрнст и Пикассо с тем же увлечением рисовали Сесиль - более "звездное" детство, кажется, трудно себе и представить! Впрочем, сама Сесиль относилась к этому совершенно спокойно - так уж получилось, да и выбора ей, в конце концов, никто не предоставил.
"Звездной" болезнью ни тогда, ни после Сесиль, к чести ее, совершенно не страдала. "Моя жизнь? Моя жизнь была самой что ни есть обычной. Вот только окружение обычным назвать было нельзя, уж точно," - любила уже в преклонные годы повторять она.
Гораздо больше уже в детские годы Сесиль беспокоило то, чему впоследствии суждено было превратиться в главную трагедию ее жизни - полное отсутствие материнской любви.
Элюар и Гала познакомились в санатории в швейцарском местечке Клавадель, близ Давоса, где проходили курс лечения от туберкулеза. Им было "тридцать пять на двоих", как метко выразился в свое время Борис Гребенщиков, и оба влюбились друг в друга без памяти.
Да и что может быть прекраснее первой любви? Как сказано в одном романе о Барселоне:
"...Эта самая "первая" - до бессонницы и удушья; до внутренних бессильных слез от неумения прокричать о ней так, чтобы тебя услышала та, единственная и одна; до ежесекундной, ноющей сладко боли; до безумных и бесконечных качелей над пропастью: от полного неверия к робкой надежде и обратно - словом, самая обычная первая любовь сразила, словно слепо павший из космоса метеорит, маленького Пуйджа в четырнадцать лет..." - но вернемся к Гала и Полю.
Чувства эти сохранились и после того, когда курс лечения завершился, и влюбленным пришлось расстаться: Поль Элюар вернулся в Париж, Гала - в Москву.
Расстояние не охладило накал чувств, а разразившаяся вскоре Первая Мировая Война только, кажется, ускорила решение к которому неизбежно шли оба: в этой жизни им суждено быть вместе.
Так Гала, проехав на поездах половину континента, оказалась в Париже - призванный на военную службу Элюар не смог даже встретить ее, да и семья его поначалу приняла "эту непонятную россиянку" холодно.
В феврале 1917-го они поженились, и беременная к тому времени Гала отправилась в Нормандию, где у родителей Элюара имелся дом - подальше от подвергавшегося регулярным бомбардировкам Парижа.
Именно там, 10 мая 1918-го г., и появилась на свет крошка Сесиль Элюар. Часть, в которой служил ее отец, была расквартирована тогда в Леоне, и горячо ждавший рождения своего ребенка Поль не смог, к своему величайшему сожалению, присутствовать при ее рождении.
Однако, узнав, что роды прошли успешно, он был на седьмом небе от счастья - он страстно хотел этого ребенка, и впоследствии отца и дочь связывали самые сильные чувства.
Чего, кстати, совершенно не скажешь о маме - Гала. Очевидно, роль матери не совсем входила в ее планы - вот почему на немногочисленных фотографиях той поры Гала выглядит скорее озадаченной, удивленной и недовольной, чем счастливой.
Вскоре выяснилось, что материнский инстинкт вовсе не фигурирует в числе достоинств Гала, которая проявляла к Сесиль удивительное равнодушие.
Несомненно, она видела в дочери прямую угрозу тому свободному и богемному образу жизни, который был принят в творческой среде и к которому она быстро и охотно привыкла.
Как вспоминала Сесиль, одно время они жили в небольшой деревушке Обонь, неподалеку от Парижа, и каждый раз, когда Поль Элюар уезжал на очередное собрание кружка сюрреалистов в столицу, Гала, вынужденная оставаться с дочерью дома, почти ненавидела ее за это.
"Поди погуляй в сад" - эту фразу в таких случаях Сесиль приходилось слышать от матери чаще всего. Гала была вне себя от досады - и чувства свои вымещала на дочери. Где-то там сиял тысячами огней обольстительный Париж, и утонченные интеллектуалы, одним из которых был ее муж, жарко спорили о судьбах мирового искусства - а она, Гала, привыкшая блистать и очаровывать - оказалась выброшенной на обочину этой яркой соблазнительной жизни. А все из-за нее - Сесиль!
И потому ребенок, инстинктивно тянувшийся к матери, голосом, в котором Гала даже не пыталась скрыть злобу, отправлялся в пресловутый сад - куда угодно, только бы с глаз долой!
Этот "сад", где Сесиль вынужденно проводила долгие одинокие часы, она, в конце концов, просто возненавидела и запомнила на всю жизнь - он сделался для нее символом жестокой материнской нелюбви.
Кстати, именно в этом уютном домике в Обоне в течение года с четой Элюар и их дочерью проживал немецкий художник-сюрреалист Макс Эрнст, и с этим видным голубоглазым арийцем (к тому же, весьма талантливым художником) у Гала закрутился бурный, я бы сказал, испепеляющий роман - с которым Полю, дадаисту и сюрреалисту, активному стороннику свободной любви, оставалось только смириться.
"Шведская семья", "хозяйство на троих" - назвать такого рода отношения можно как угодно, но их сомнительной сути это не
меняет.
Художник-гость, к которому Гала испытывала все большую страсть, расписал в доме фресками все стены и, в конце концов, выжил оттуда хозяина-поэта.
В отчаянии, наевшийся сверх меры пресловутой "свободной любви" Поль пытался сбежать от жены и друга, с которым приходилось делить жену, в Азию - однако из бегства этого ничего не вышло.
К тому времени Гала сделалась его абсолютным наваждением, от которого он так и не смог избавиться до конца своих
дней. Способствовали ли эти "африканские страсти" безоблачному детскому счастью Сесиль? Нет, и еще раз нет.
Впрочем, худшее еще ждало девочку впереди. В 1929-ом Гала и Дали впервые увидели друг друга - и после первой встречи уже не расставались.
До того у Сесиль все-таки была какая-никакая, пусть и не особенно любившая ее, мать. В новой жизни Гала места для Сесиль попросту не нашлось.
Конечно же, нужно принять во внимание крайне сложные финансовые обстоятельства, сопровождавшие начало совместной жизни Дали и Гала
(был период, когда у них было ни гроша, равно как не имелось и крыши над головой), однако это не отменяет непреложного и жестокого факта: Гала, уйдя к новому спутнику жизни, решительно и даже,
создается впечатление, с видимым облегчением навсегда вычеркнула родную дочь из жизни.
Не раз и не два я уже высказывал эту мысль, повторю ее и сейчас: совершенно очевидно, что отмеренных Гала Всевышним запасов душевного тепла хватало лишь на одного человека одновременно - и таким человеком сделался для нее 25-летний каталонский художник.
Точно такая же особенность была, кстати, присуща и самому Сальвадору Дали, и в этом он и Гала были похожи, как самые настоящие близнецы.
Что до Поля Элюара - впавший в пожизненную зависимость от Гала, он страдал безмерно, не в силах поверить, что в этот раз Гала ушла от него навсегда. Он бесконечно писал ей полные тоски и эротики письма, тщетно надеясь, что наваждение в лице Дали не продлится долго.
Хватаясь за всякий шанс вернуть Гала, он пытался взывать к ее материнским чувствам: "Пиши почаще Сесиль, которая очень по тебе скучает. Я так сильно люблю ее, ведь у нее твои брови, твои глаза, потому что она твоя - и моя - дочь."
Однако Гала не из тех, кого можно пронять сентиментальными вздохами. Страдающий и одинокий, Элюар подбирает на панели Нуш - бывшую танцовщицу, которая оказалась не в лучшей ситуации и на тот момент времени зарабатывала на жизнь проституцией.
Такая же ранимая и хрупкая, как и сам Поль, Нуш станет ему любовницей, а затем и женой, хотя в глубине души не без печали будет осознавать, что в сердце Элюара на первом месте всегда будет Гала.
По словам самой Сесиль, они с Нуш прекрасно ладили, хотя мать ей новая избранница Поля заменить так и не смогла. Да это и невозможно в принципе, ведь мать, по словам той же Сесиль, бывает только одна.
Кстати, именно в этот период отношения между Сесиль и Пикассо были отмечены особой теплотой - даже в отпуска они выбирались одной компанией.
В 1938-ом, в возрасте 20 лет, Сесиль вышла замуж в первый раз - за поэта Люка Декана, брак с которым не продлился долго.
В 1946-ом она снова сочеталась узами брака: на этот раз с художником Жераром Вуллени, а после бывала замужем еще дважды.
В 1948-м умерла Нуш, вторая супруга Элюара, что стало для него тяжелейшим ударом - и Сесиль, беременная в то время дочерью Клер, постоянно была в то время рядом с отцом.
Поль Элюар, успевший еще раз жениться на Доминик Лемор, умер четырьмя годами позже, а вот Гала - мать, которой у Сесиль никогда не было - пережила своего французского мужа на целых 30 лет и умерла 10 июня 1982-го, в возрасте 88 лет.
Со смертью Гала, похороненной в своем замке в Пуболь, связан и еще один печальный для Сесиль эпизод. Как мы уже сказали, никаких отношений с дочерью Гала не поддерживала, и о том, что мать ее находится при смерти, Сесиль узнала из газет.
Бросив все, она помчалась в возлюбленный и воспетый Дали Порт-Льигат, на самый что ни на есть средиземноморский край света, однако увидеть мать ей так и не довелось. Дверь открыла прислуга, заявившая, что Гала не желает видеться с дочерью.
Исходило ли это указание в тот момент от самой Гала, которая в последние недели находилась в практически бессознательном состоянии, либо таковы были инструкции, полученные служанкой загодя - неизвестно, но Сесиль, готовая простить свою сбежавшую однажды и навсегда мать, простить и примириться с ней, оказалась лишена даже этой возможности.
Кроме того, Гала ни словом, ни полсловом не упомянула Сесиль в своем завещании.
Через два дня после смерти была обнародована последняя воля умершей, согласно которой знаменитая коллекция Гала переходила супругу, Сальвадору Дали, а после его смерти - театру-музею Дали в Фигерасе.
От себя отмечу, что коллекция эта, которую Гала собирала на протяжении всей жизни и которая на момент смерти владелицы хранилась в Женеве, вовсе не пустячок: она включала в себя 75 замечательных работ Сальвадора Дали, среди которых стоит упомянуть такие известные вещи, как "Великий мастурбатор" и "Загадка Гитлера"!
Возмущенная до глубины души этим финальным проявлением материнского равнодушия, Сесиль, по совету своего адвоката, заявила свои права на часть наследства матери - что на наш взгляд, более, чем справедливо.
Однако спор между Сесиль и Испанским правительством, представлявшим интересы Сальвадора Дали, удалось, в конце концов, удалось уладить без судебных тяжб.
Между сторонами было достигнуто мировое соглашение, в соответствии с которым Сесиль получила две работы Де Кирико, одну гуашь Пабло Пикассо, и две картины Сальвадора Дали, одна из которых - знаменитый "Портрет Поля Элюара" (впоследствии Сесиль продала его за 22 с половиной миллиона долларов), над которым Дали работал как-раз в то для кого-то роковое, а для кого-то счастливое лето 1929-го, в Кадакесе, одновременно воруя у Элюара жену, а у Сесиль - мать.
Кроме того, ей достались 2,3 миллиона долларов и 50 миллионов песет.
Но снова, заметьте, снова мы говорим о чем угодно, но только не о самой Сесиль! Вот он, парадокс "дочери сюрреализма", возраставшей в окружении звезд необычайно ярких - но прожившей жизнь самую тихую и незаметную.
Жизнь, по своему определению сторонящуюся всякого шума, вспышек софитов и суеты. Почему? Да потому что главной страстью Сесиль были книги.
Увлечение старинными и редкими книгами в конце концов переросло в профессиональную деятельность, которой, вплоть до самого удаления от дел, она занималась в Канне. Что оставила после себя эта женщина, всю жизнь ощущавшая на себе холодный и подавляющий свет ее великой и недоступной матери? Троих детей, семерых внуков, трех правнуков...
Как сказано на официальной странице "Ассоциации друзей Поля Элюара", почетным президентом которого являлась Сесиль, "всю жизнь она честно и преданно служила своему любимому делу; любовь и щедрость были ее главными качествами, и свою страсть к искуcству и литературе она передала своим детям..."
Сесиль умерла 10 августа 2016-го г., а тремя днями позже была похоронена на кладбище Пер-Лашез, рядом с отцом и его второй женой, Нуш.
Автор статьи - Сергей Захаров, совместно с супругой и коллегой Татьяной - создатель экскурсионного бюро "Барселона-Экскурс", писатель. При перепечатке материалов, пожалуйста, указывайте активную ссылку на источник. Подробнее узнать о наших книгах и купить их можно в разделе "Где и что прочесть". Приглашаем на наши авторские экскурсии по музеям Сальвадора Дали. Откроем тайны, развенчаем мифы, расскажем правду - обещаем полное погружение в удивительную Вселенную Сальвадора Дали!