Потолочная роспись замка Пуболь - монументальное живописное произведение Сальвадора Дали, выполненное художником в 1970-71 г.г. для Гербового Зала в замке Пуболь, который художник пробрел в подарок жене, а после деятельно занимался его реставрацией и дизайном. Все лето 1970-го Дали провел в Порт-Льигате, вместе с бессменым помощником Исидро Беа трудясь над двумя громадными полотнами, одно из которых - "Дворец Ветра", украшает сегодня одноименный зал в Театре-музее в Фигерасе, а другое - Гербовый Зал старого замка в Пуболе.
Если роспись для зала "Дворец ветра" в Фигерасе задумывалась, по словам самого Дали, как "апофеоз Ампурдана", то плафонная роспись замка в Пуболе должна был носить другой харкактер. "Здесь будут изображены цветы и птицы, тысяча и одна деталь мира растений и птиц". Впоследствии, впрочем, художник несколько отошел от первоначального замысла, который, как любил пподчеркивать Дали, был "заказом, исходившим от Галы".
По словам Сальвадора, Гала попросила "плафонную роспись размером 15 м, изображающую средиземноморское небо с отверстием, в котором видно то же небо, но только ночью. Из этого отверстия сыплются сюрреалистические сокровища." Такое заявление, во всяком случае, художник сделал для журнала "Вог" в 1971 году.
Оговоримся: ни в случае с Фигерасом, ни в случае с Пуболем, под "росписью" мы не подразумеваем "аль фреско" - на деле это картины, написанные на холсте (холстах) и затем уже закрепленные на оштукатуренных поверхностях потолка. Плафонная роспись в Пуболе несколько превосходит по размерам ту, что художник выполнил для Фигераса: 1217 х 625 см, холст, масло.
Размеры, как видим, поистине монументальные, однако уже в 50-ые Дали начал писать крупномасштабные (а порой и откровенно огромные полотна) и не случайно, что именно в то время у него в качестве помощника появился упомянутый нами в начале статьи Исидрро Беа. Беа был как раз театраьлным художником и декоратором, прекрасно управлялся в большими изображениями и оказывал Дали поистине неоценимую помощь.
Главное сходство между плафонами в Фигерасе и в Пуболе заключается в центральной части, где в обоих случаях мы видим классическое, обрамленное позолоченной лепниной отверстие, сквозь которое виден небесный свод, освещаемый лунным серпом.
На фоне ночного неба, и в том и в другом слуае - кони, женские, мужские или андрогинные фигуры, некоторые из которых имеют ангельский лик или лик Галы, что, согласно глубокому убеждению Дали, частенько изображавшего супругу с крыльями ангела - совершенно одно и то же.
"Мне было приятно расписывать эти плафоны, - вспоминал в 1973 году Дали, - потому что Гала, взглянув на них, всегда будет видеть меня на небесах."
Четыре боковых полотна, как несложно заметить, изображают зубчатые оборонительные стены - весьма напомнающие те, что окружают сад замка с западной стороны. Если смотреть на плафон из дальнего угла Гербового зала, создается иллюзия того, что любуешься небом, находясь на дне рва, окружавшего в свое время замок.
На желтоватом фоне выделятся силуэты тополей (которым, кстати, селение и замок Пуболь обязаны своим названием и которые можно наблюдать в этой местности и сегодня) и круг из улетающих вдаль ласточек.
Интересно, что изначально на эскизе присутствовало изображение женщины со старинной прической, одетой в тунику, однако в конце концов Дали изобразил вместо нее молодую Галу с ангельским крыльями - и поступил со всех точек зрения совершенно правильно.
Сегодня это изображение супруги художника, с сурово поджатыми губами и в любимом банте от подруги, Коко Шанель, можно наблюдать над боковой дверью, ведущей в личные покои госпожы замка - Елены Дмитриевны Дьяконовой, всем нам хорошо известной, как Гала.
Write a comment