Оказавшись, на проспекте Колумба в Барселоне, обязательно остановитесь у дома под № 2 - в первую очередь, я адресую этот совет-просьбу-предложение всем жителям планеты Земля, неравнодушным к настоящей литературе.
Почему? Да потому что в вышеозначенном доме, в далеком 1610 проживал, и достаточно долго, не кто иной, как автор "Дон Кихота" - Мигель Сервантес.
Кстати, Барселона - единственный реальный город, совершенно достоверно описанный в романе - и точно так же реальны и большинство связанных с Барселоной персонажей романа.
Дом этот, впрочем, заметен издалека благодаря крикливо-яркой, и, чего уж греха таить, пошлой для строго особняка 16-го столетия вывеске "Supermercat Colom".
Зато аккурат на высоте этой самой вывески, вы, приглядевшись, и обнаружите мемориальную доску, надпись на которой гласит: "Мигель де Сервантес. В память о том, что автор "Дон Кихота" жил в этом доме."
Собственно, в Барселоне, которой Сервантес не однажды, и не в одном только "Дон-Кихоте" посвящал проникновенные строки, свидетельствующие о его симпатии к этому городу - так вот, в Барселоне Сервантес бывал не однажды.
Некоторые исследователи полагают, что первый визит будущего знаменитого писателя в каталонскую столицу состоялся еще в 1569 и был вызван совсем не лучезарными причинами: Сервантеса активно разыскивали тодашние органы испанского правопорядка. Незадолго до того, он дрался на дуэли с Антонио де Сигура, тяжело ранил последнего, после чего бежал и был заочно приговорен к усекновению руки и изгнанию за пределы Испании сроком на десять лет.
Собственно, его не нужно было изгонять: перспектива с "усекновением руки" настолько не прельщала 22-летнего Мигеля, что он и сам был рад любыми возможными способами усользнуть за пределы Испании-матушки - что при первой возможности и сделал, отправившись на корабле в Неаполь.
Поэтому первое посещение Сервантесом Барселоны, было, скорее всего, максимально кратким, исполненным страха и ожидания ареста, и, скорее всего, самым светлым для Мигеля был тот миг, когда корабль, направлявшийся в Неаполь, наконец, покинул порт Барселоны.
В Неаполе, однако, все наладилось. Сервантес вступил в полк морской пехоты, заслужив, тем самым, помилование, и, так сложилось, в 1571 вновь оказался в Барселоне, откуда Хуан Австрийский повел флот Священной Лиги на битву при Лепанто.
Да, в этом знаменитом сражении 24-летний Мигель Сервантес командовал взводом испанских солдат на галере "Маркиза", проявил незаурядную храбрость и был трижды ранен в грудь, и в левое предеплечье, в результате чего левая рука Сервантеса оставалась недееспособной на протяжении всей жизни. Впомните приговор об усекновении руки - ну, как тут не подумать о судьбе и карме?
Сколько-нибудь достоверных сведений о втором визите Сервантеса в Барселону тоже не сохранилось - да и откуда бы им взяться, если в то время Мигель был молоденьким безвестным военным, стоявшим в самом начале жизненного пути?
А вот о третьем визите Мигеля Сервантеса в Барселону, во время которого он как раз и проживал в доме, о котором идет речь в этой статье, известно гораздо больше, что и немудрено - он состоялся четыре десятка лет спустя.
К тому времени Сервантес был уже знаментостью, автором первой части "Дон-Кихота", которая к тому времени выдержала 9 изданий: три в Мадриде, два в Лиссабоне, два в Валенсии и по одному в Брюсселе и Милане - то есть, выражаясь современным языком, Сервантес был "медийной фигурой", обстоятельства жизни которого так или иначе фиксировались документально, благодаря чему, собственно, и дошли до наших дней.
Известно, что Сервантес прибыл в Барселону, чтобы встретиться со своим покровителем, графом Лемосом, который должен был отплыть на корабле из Барселоны в Неаполь, чтобы вступить там в должность вице-короля. Как видим, за сорок лет жизни Сервантес успел обрасти влитялельными связями и знакомыми - за что его можно только похвалить.
Граф Лемос находился в Барселоне с 5 по 10 июня 1610, после чего отбыл в Неаполь, а вот Сервантес задержался в Барселоне по меньше мере, до 29 июля, а по мнению некоторых исследователей, даже дольше - до сентября.
За это время автор нашумевшего романа прекрасно изучил Барселону и, бесспорно, проникся ее неповторимым очарованием, что нашло отражение во второй части "Дон-Кихота", изданной в 1614. Точно также имели своих реальных прототипов и изображенные Сервантесом в "барселонских главах" персонажи.
В частности, на подъезде к Барселоне Дон-Кихот и Санча попадают в лапы "бандолерос" - местных разбойников, которыми предводительствует некий Роке Гинарт - так вот, Сервантес списал этого персонажа со вполне реального каталонского бандолеро той поры Пере Рокагинарда - как видим, даже имя сохранив почти неизменным. Рокагнарда, родившийся в 1582 неподалеку от Вика, был приятелем еще более известного бандолеро той поры - воспетого в легендах и предланиях Жоана Серальонги, имевщего статус каталонского Робин Гуда.
Однако, в отличие от Серальонги, который был в конце концов схвачен властями и четвертован на площади Короля в Барселоне, Роканарда в 1611 плучил помилование, в обмен на обещание 10 лет воинской службы под началом вице-короля Неаполя графа Лемоса (помните, того самого покровителя Сервантеса, которому, собственно, и посвящен второй том Дон-Кихота). Бывший бандит дослужился до чина капитана и благополучно умер своей смертью в 1635.
В Барселоне, кстати, даже имеется улица, посвященная этому знаменитому бандолеро, носящая название "Perot Lo Lladre", что можно перевести как "Перот-Ворюга":). О, эта помешанная на романтике Барселона - разве она не чудесна?
Еще одно абсолютно реальное барселонское "место боевой славы Дон-Кихота", описанное в романе - типография "Кормельяс", с 1591 по 1670 располагавшаяся в здании под 14, замечательно сохранившемся до наших дней.
На тот момент в плане технической оснащенности она являлась самой передовой из всех пяти барселонских типографий. Попутно отмечу: пять типографий в начале 17-го века для города с населением чуть больше 40 000 чел (именно столько проживало тогда в Барселоне) - это показатель!
Барселона была не только бандитским, но и много читающим городом, и не случайной улица Libreteria, расположенная неподалеку, считалась одним из лучших книжных рынков Европы: там располагались около 40 книжных магазинов! Иными словами, в Барселоне проживали образованные бандиты, которые грабили приезжих вежливо и утонченно, проявляя при этом изысканный литературный вкус.
Сервантес в период своего проживания в Барселоне бывал в этой типографии неоднократно. Интересно, что Себастьян Кормелья, владелец типографии, родом, как и сам Сервантес, из местечка Алькала де Энарес, где в свое он работал печатником вместе с Бласом де Роблес, а тот, в свою очередь, являлся отцом Франсиско Роблеса, который в 1605 выпустил в свет первое издание Дон-Кихота.
Прошу простить меня за столь микроскопические подробности, однако рассказываю я о них не случайно - в Испании родственным и дружеским связям отводится значение самое первостепеннное! Понятно, что встретив в Барселоне столь многообразно "связанного" с ним человека, как Кормельяс, Серавнтес просто обязан был описать в романе именно его типографию!
Примечательно, что сегодня в этом здание размещается торгующий бижутерией магазин под названием "Дульсинея". Случайность? Не думаю!:)
И, наконец, поединок Дон-Кихота с рыцарем Белой луны, в ходе которого Кихот потерпел сокрушительное поражение и вынужден был клятвенно обещать победителю, что тотчас же отправится в свое селение и не станет покидать его минимум в течение года, состоялся на песчаных отмелях, давших впоследствии начало рыбацкому району Барселонета и находившимся там, где сегодня расположен Французский вокзал Барселоны.
Вот такая она - барселонская география Мигеля Сервантеса и его Дон-Кихота!
Посещение вышеописанной достопримечательности возможно в ходе наших следующих экскурсий:
1) автоэкскурсия "Барселона от А и до Я"
Write a comment