· 

Стул - Сальвадор Дали

Стул - Сальвадор Дали

"Стул" - одна из так называемых "стереоскопических" картин Сальвадора Дали, созданных художником в 1979-80 г.г. Картина вместе со специальной конструкцией для ее просмотра методом mirror split (зеркальное разделение изображений) в настоящий момент экспонируется в зале Оптических иллюзий Театра-музея Дали в Фигерасе.

 

Стереоскопическое изображение - изображение, вызывающее иллюзию объема за счет простого, но прекрасного факта: у человека два глаза.  

И если каждому из наших двух глаз по раздельности показывать две двухмерных (плоскостных) картинки, которые слегка различаются между собой (стереопару), в восприятии рано или поздно возникнет именно трехмерный образ. Как раз по причине наличия двух глаз мы, кстати, и воспринимаем окружающий мир объемным.

Справедливости ради следует отметить, что вовсе не Сальвадор Дали изобрел стереоскопию. Ей придумал Чарльз Уитстону, который еще в 1830-хх изобрел конструкцию под названием стереоскоп - почти такую же, что мы наблюдаем в музее Дали, где поля обзора также разделены зеркалами.

Причин у интереса Сальвадора Дали к "объемным картинкам", на мой взгляд, было несколько. Во-первых, к концу 60-хх  (это время, когда были отмечены первые признаки новой "болезни") Дали сказал в живописи всё, что хотел и мог. Более того, при его невероятной трудоспособности многое из этого "всего" он сказал не единожды - и потому оказался в ситуации, близкой к тупику.

Нужен был некий неожиданный поворот, новый путь, пусть и ложный - и этот путь подсказала ему, пусть и невольно, Аманда Лир.

В 1969-ом Дали повел Аманду на  выставку работ Жерада Доу в Париже. Доу - голландец, ученик Рембрандта, работы которого привлекли внимание Дали еще в далеком розовом детстве. Одна из представленных на выставке картин особенно понравилась Аманде, и Дали купил ей в подарок альбом с репродукциями работ голландца. 

Разглядывая Альбом, Аманда обратила внимание на то, что многие работы Доу были выполнены в двух вариантах, причем, написаны с разных ракурсов. Убедившись, что Аманда права, Дали тут же пришел к выводу, что Доу был "первым стереоскопическим художником" и решил что он, Сальвадор Дали, должен немедленно продолжить славное дело голландского живописца. 

Так начался период "оптического Дали", который не ознаменовался сверхценными открытиями или шедеврами, но хотя бы позволил мозгу Дали не пребывать в бездействии.

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0