Портрет Честера Дейла был написан Сальвадором Дали в 1958-ом - и ничего удивительного здесь нет. На протяжении полувека имя Дали не сходило с первых полос газет, по мере развития телевидения его милая усатая физиономия то и дело появлялась в разнообразных телепередачах по обе стороны океана - иными словами, Дали был модным художником, и всевозможные известные или просто богатые личности буквально выстраивались в очередь, чтобы каталонец написал их портрет.
И Дали, испытывавший патологическую и по-человечески вполне понятную любовь к деньгам, никогда не отказывался. За карьеру он написал десятки потретов богатых и знаменитых. Однако Честер Дейл был для Дали не просто очередным состоятельным заказчиком - их связывали более прочные отношения. Давайте же вспомним, какие именно, а заодно и проясним, кто он, этот могучий старик, изображенный на картине.
Честер Дейл (3 мая 1883 - 16 декабря 1962) был американским банкиром и меценатом. Дейл зарабатывал большие суммы, работая на Нью-Йоркской фондовой бирже. Начав трудовой путь курьером в возрасте 15 лет, со временем Честер Дейл приобрел активы, в том числе коммунальные предприятия, железные дороги и муниципальные облигации в США и Канаде, сделавшись очень состоятельным человеком.
В возрасте 27 лет он женился на Мод Мюррей, художнице и критике искусства, которая познакомила его с идеей коллекционирования работ современных мастеров. Пленившись предложением культурной супруги, Честер начала собирать работы французских художников XIX и XX веков - в то время, когда стоимость их работ еще не достигала безобразных сегодняшних размеров.
Коллекция быстро росла. Хотя одно время Дейл подумывал о создании частного музея, в 1941 году он пожертвовал часть своей коллекции Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия . Остальная часть его коллекции была завещана Национальной галерее уже после его смерти.
Среди произведений, которые Дейл завещал галерее, были работы Жана-Батиста-Камиля Коро, Клода Моне, Поля Сезанна , Сальвадора Дали, Анри Матисса и Пабло Пикассо. Национальная художественная галерея получила 88 картин из личной резиденции Дейла, квартиры в Plaza Hotel в Нью-Йорке.
Эти картины были добавлены к 152 экспонатам, которые уже были переданы Национальной галерее искусств. На первом этаже было создано 6 новых галерей для размещения дополнительных поступлений.
Всего завещание Дейла включало 240 картин, 7 скульптур, 22 графических работы, более 1200 торговых каталогов и более 1500 книг. Иными словами, Дейл - один из важнейших меценатов Национлаьной галереи за всю историю её существования.
Однако главная заслуга Честера Дейла заключалась не в том, что он умел зарабатывать деньги и был меценатом. В отличие от многих, кого откровенно раздражал тот имидж, который любовно выстраивал Сальвадор Дали: хвастливого самоуверенного гения, одержимого маниакальной любовью к деньгам, Дейл уметь зрить в корень и видел в Дали одного из величайших художников современности.
Именно Дейл заказал Сальвадору Дали знаменитую сегодня картину "Тайная вечеря" (1955), и практически сразу после приобретения отправил этот шедевр каталонца в Национальную галерею, где за день до Пасхи 1956 года она была выставлена на всеобщее обозрение.
Как сказал тогда Дейл: «Это картина на все времена. Она слишком важна для того, чтобы ей любовались лишь избранные. Дейл и Дали лично присутствовали на специальном показе, и более семи тысяч посетителей стеклись в музей, чтобы увидеть картину в первый день ее показа.
Меджу художником и меценатом установилась настоящая прочная дружба. Дали и его жена Гала были частыми гостями в квартире Дейла, в то время как Дейл и его вторая жена Мэри навещали Дали в его доме в Порт-Льигате.
Дейл называл Дали «одним из величайших художников наших дней», и Дали относился к коллекционеру с таким же уважением. Узнав о смерти Дейла в декабре 1962 года, Дали искренне оплакивал кончину человека, которого он назвал «великим покровителем искусств», сравнивая его с меценатами эпохи Возрождения.
Статьи по теме:
Затмение и растительный осмос - Сальавдор Дали (1937)
Write a comment