Картина "Дети на пляже" ("Мальчики на пляже") великолепного испанского художника-импрессиониста Хоакина Сорольи завершает серию картин с изображением детей в воде.
Хотя картина подписана 1910 годом, и эта сугубо авторская хронология всегда соблюдалась почти единогласно, художник, вне всякого сомнения, написал работу летом 1909 года, поскольку репродукуция "Детей в воде" уже воспроизведена в посвященной творчеству Сорольи книге Рафаэля Доменека, напечатанной 19 декабря 1909.
Таким образом, работа по истинной хронологии полностью соответствует долгому и плодотворному пребыванию Сорольи в Валенсии в течение примерно трех месяцев, с конца июня до конца сентября, во время которого художник создал несколько шедевров, в том числе и «Купание коня».
Надо отметить, Мариано Фортуни и Игнасио Пинасо уже интересовались мотивом детской обнаженной натуры, произвольно лежащей на солнце, так же как и Сарджент - художники, каждого из которых Соролья ценил очень высоко.
Как и Фортуни, Соролья в своей картине отказался изображения горизонта, но, в отличие от него, валенсийского художнтика в первую очередь интересовало движение водной массы, преобразованное в чистый живописный мотив и, вместе с ним, блики света на воде и на детских телах, отражение фигур в воде и цветные тени, проецируемые ими на жидкую поверхность.
Несмотря на размер холста (118 х 185 см), художник писал работу с натуры. Однако ему удалось уловить и передать, без предварительного изучения, не только ощущение непосредственной правдивости материала, но и в сценку, прекрасно сбалансированную между статичностью, типичной для лежащих тел, и динамизмом их относительного расположения.
Действительно, на переднем плане сцена показывает мальчика с поднятой головой, расположенного почти диагонально и привлекающего взгляд зрителя в первую очередь. От него взгляд смотрящего неизбежно перемещается к повернутому лицу среднего персонажа, а затем уже, в качестве спокойного завершения, переходит на фигуру третьего ребенка - изображенного в самой спокойной и ненапряженной позе у верхнего края полотна.
Этой "динамической" градации расположения тел (чем дальше, тем раслабленней), соответствует также возрастающая интенсивность окраски тел, от бело-лиловых тонов при изображении мальчика со светлыми волосами на переднем плане до более смуглых оттенков кожи ребенка в середине - и совсем уж красновато-бронзовых у самого удаленного персонажа.
Тот же набор интенсивности по мере удаления от зрителя наблюдается и в отношении отблесков света на коже детей. Так, у первого мальчика, наименее мокрого из всех, блики на коже изображены матово-белыми, у второго они имеют более насыщенный цвет, а у третьего - сверкают во всю мощь.
Художник также изобразил движение воды вокруг тел очень широкими мазками бирюзовых, синих, фиолетовых и лиловых тонов, которые он уже использовал в своих работах на тему пловцов, особенно в тех, которые были выполнены в Хавеа в 1905 году.
Статьи по теме:
Погружение в Театр-музей Дали - книга-путеводитель
Write a comment