Оказавшись в базилике (церкви) Монсеррат, пораженные красотой и величием этого удивительного храма, немногие знают, что распятие главного алтаря, закрепленное на массивной серебряной короне - работа самого Микеланджело Буонарроти.
Распятие, имеющее скромные размеры (58,5 см в высоту) представляет собой образ Хрста во время агонии, с наклоненной вправо головой, открытым ртом и почти закрытыми глазами.
Распятие было приобретено в 1920-ом году, когда аббатом монастыря Монсеррат являлся Антони Мария Марсет, известный своей любовью к искусству. Работа была обнаружена аббатом в одной из антикварных лавок Рима и куплена по весьма сходной цене. Атрибуция, сделанная экспертом Селести Гуси после приобретения, определила распятие как работу Лоренцо Гиберти, известного всему миру своими брозновыми дверями баптистерия Дуомо во Флоренции.
Кстати, в свое время Микеланджело, увидев восточные двери баптистерия, заявил: "Они так прекрасны, что годились бы для дверей рая!" По этой причине ворота и были прозваны "райскими". Но вернемся к распятию. Долгое время, как мы уже сказали, авторство этого небольшого распятия, выполненного из слоновой кости, приписывалось Гиберти, однако недавние тщательные исследования работы позволили определить, что это не так.
Множество признаков указывают на то, что эту работу выполнил никто иной, как сам Микеланджело. Хотя полного единодушия среди экспертов по этому вопросу нет (да и глупо было бы ожидать его), большинство специалистов, тем не менее, придерживаются именно такой точки зрения.
В частности, историк Мануэль Мундо-и-Марсет основывает свои выводы на сходстве распятия Монсеррат с другими известными работами Микеландждело, изображающими Христа: распятием церкви Санто-Спирито, а также Ватиканской Пьетой. Техника во все трех работах очень схожа: прекрасно проработанная мускулатура, крайне высокая натуралистичность изображения, включая рану в боку Иисуса, сходство в проработке ступней, ногтей, волос, прически, а также складок ткани.
Работа, скорее всего, была заказана одним из римских покровителей Микеланджело - возможно, Раффаэле Риарио (заказчиком статуи Вакха), или банкиром Якопо Галли, заказавшим скульптуру Аполлона, или, возможно, кардиналом Жаном Билэром де Лагрола, заказавшим Ватиканскую Пьету.
В 1921 году деревянный крест ввиду плачевного состояния был заменен новым, из черного дерева. Его, в свою очередь, сменил крест из красного дерева, украшенный серебром, а в 1958 году ювелиром Мануэлем Капдевилла был выполнен нынешний крест из золота и серебра.
В 1936 году началась Гражданская война в Испании. Монастырь Монсеррат был реквизирован Республикой и превращен в военный госпиталь, а монахам, чтобы избежать расстрела, пришлось покинуть пределы Каталонии. Однако кое-какие сокровища обители, имевшие огромную духовную и материальную ценность, им удалось спрятать до лучших времен - не без помощи набожных местных жителей.
Так, бесценная работа Микеланджело была доверена Мариусу Коста Прату, известному, как "Марио" - ученику кондитера, которому на тот момент было 18 лет. Всю войну Марио прятал распятие Микеланджело в мешке с углем в своем доме, а когда военные события закончились поражением Республики, и монахи вновь вернулись в Монсеррат - он возвратил сохраненное им сокровище в монастырь.
Сегодня работа Микеланджело находится в главном и самом священном месте храма Санта-Мария де Монсеррат - над главным алтарем, где вы и можете полюбоваться ею.
Write a comment