Картина "Одетые автомобили" была написана Сальвадором Дали в 1941-ом году и стала отражением по меньшей мере двух событий. Во-первых, Дали и Гала наконец-то ощутили под ногами твердую американскую почву - ту самую, с которой они не сойдут вплоть до 1948-го, когда страстное желание Дали вернуться в родной Порт-Льигат (Каталония) совпадет с реальной возможностью это сделать.
А во-вторых, в том же году Дали и Гала приобрели свой первый кадиллак: новую и, к тому же, эксклюзивную, по словам самого Сальвадора Дали, модель. Художник, всегда преклонявшийся перед автомобилями, как одним из символов Прогресса, был поистине потрясен безграничными возможностями, которые открылись перед ним - автовладельцем.
Бескрайние просторы США - от океана до океана, новенький комфортный автомобиль, полный бак бензина - и кати, куда глядят глаза и велит сердце! Свобода, мобильность, стремительность, быстро сменяющие друг друга пейзажи за стеклом, любимая женщина рядом - что еще нужно для счастья?
А Сальвадор и Гала и были тогда - счастливы, и на своем первом кадиллаке не раз исколесили Америку вдоль и поперек. Надо сказать, "колесила", то есть, водила машину, всегда Гала: Сальвадор, несмотря на всё свое восхищение перед мудреными механическими зверями, изрядно их, кажется, побаивался, и предпочитал роль пассажира.
Гала же, напротив, чувствовала себя за рулем совершенно в своей тарелке - управление тяжелой и мощной машиной, которая слушалась каждого движения её маленькой твердой руки, как нельзя более отвечало властному характеру этой удивительной женщины.
Вот как описывал эти путешествия сам Дали: "Я путешествовал по Америке, однако вместо того, чтобы избавиться от внешней, змеиной кожи моего тела романтически непосредственным образом, потираясь о жесткость географического рельефа, я предпочитал сбрасывать кожу, надев на себя сияющий панцирь черного ракообразного создания - Кадиллака, который я подарил Гале".
Вернувшись из США, супруги Дали привезли этот кадиллак с собой в Испанию. Впоследствии он стал экспонатом удивительного Театра-музея Дали в Фигерасе, превратившись в знаменитое "Дождливое такси", находящееся во внутреннем дворике музея.
В 1976-ом, в первом эссе, опубликованном в Emporda Artistic Weekly, он описывал свой первый кадиллак следующим образом: "...знаменитый Кадиллак, которые всего было выпушено шесть, который Дали преподнес Гале в качестве подарка. Одна из этих редчайших машин принадлежала Президенту Рузвельту, другая Кларку Гейблу, и т.д. Это четвертая и единственная версия моего знаменитого "Дождливого Такси" - три остальные на данный момент уничтожены.
Первое "Дождливое такси" было выставлено на сюрреалистической выставке в Париже, где имело грандиозный успех, второе - на Всемирной выставке в Нью-Йорке, и третье - на сюрреалистической выставке-ретроспективе в Музее современного искусства в Нью-Йорке. А четвертая представлена в моем Театре-музее".
Интересно, что временами, находясь в особенно игривом настроении, усатый маэстро уверял, что тот самый Кадиллак, который находится в его собственности, когда-то принадлежал занменитому гангстеру Аль Капоне, и разбитое стекло со стороны пассажира - дескать, акт вандализма, которому подверглось однажды авто по этой причине.
Здесь степень фантазии художника и вовсе превосходит все мыслимые пределы, и потому нужно внести определенную ясность.
Кадиллак, выставленный в Театре-музее - модель Cadillac Series 62 Convertible Coupe Deluxe 1941-го года выпуска - машина, безусловно отличная, но вовсе не такая уж эксклюзивная, как хвастался Дали. Что до Рузвельта, Гейбла и Капоне - этот перл восхитительной фантазии Дали родился, скорее всего, в результате "обработки" мозгом художника нескольких разрозненных фактов:
1) Кларк Гейбл был однажды замечен на устроенной семейство Дали вечеринке в США
2) В 1941-ом году Кадиллак собрал эксклюзивную машину для Герцога Виндзорского (Cadillac Custom Limousine "The Duchess"
3) Есть легенда, что Франклин Рузвель приехал в Конгресс, чтобы произнести речь об атаке японцев на Перл-Харбор на старом, конфискованном в свое время у Аль Капоне Кадиллаке V-16. Дескать, нужно было срочно найти для Президента бронированный автомобиль, и воспользовались машиной Капоне, отбывавшего тогда срок в тюрьме Алькатрас.
Дали "творчески переработал" эту информацию и положил ее в основу истории собственного Кадиллака - с чем мы его, "соврамши", и поздравляем. Справедливости ради добавим: уже один факт, что это авто принадлежало Сальвадору Дали, делает ее в любом случае легендарной.
Да и в целом, если уж оставить в стороне Дали, и сосредоточиться исключительно на его машине, в определенной эксклюзивности этому авто отказать все-таки нельзя: таких машин было выпущено не более 400 экземпляров, что тоже, согласитесь, совсем немного.
И потом, примите во внимание двигатель V8 объемом 5,7 л, что означает 135 спрятанных под капотом "лошадей"; не забудьте про одну из первых в истории авто Дженерал Моторз четуреступенчатую коробку-автомат Hydramatic - и станет понятно, что машинка-то ого-го!
Так что, как видим, картина "Одетые автомобили" (как, впрочем, и любая другая вещь Дали) наполнена для художника глубоко личным смыслом и связана с весьма приятными воспоминаниями. Одетые в элегантгные ткани от кутюр, кадлиллаки Дали мчат по бескрайним американским просторам. Скорость, ветер за прозрачным стеклом, молодость и желание жить, идущая на взлет карьера и любимая женщина рядом - что еще нужно для счастья?
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment