Школа "терезианок" в Барселоне - один из тех проектов Анонио Гауди, о которых известно, по большому счету, немногим.
Тому есть ряд причин - и удаленность здания от туристических райнов города (Школа расположена в верхней зоне Барселоны, в престижном городском районе Сарриа - Сант-Жерваси), и то, что с момента основания и по сей день это образовательное учреждение, где учатся дети весьма состоятельно-влиятельных родителей, и попасть туда человеку постороннему совершенно невозможно.
Добавим к вышесказанному, что это работа раннего Гауди, причем, заказ сам по себе совершенно для архитектора нетипичный, и даже противоположный по своей сути всему тому, чем занимался он до того и даже параллельно со строительством Школы.
Напомню: Гауди к тому времени успел выстроить пару богатых особняков для людей весьма состоятельных - речь идет о доме Висенс и вилле Каприччо и вовсю трудился над завершением третьего: дворца Гуэль, который и вовсе можно назвать апофеозом невиданной роскоши.
Однако теперь перед архитектором стояла прямо противоположная задача - проявлять крайнюю скромность во всем, от внешнего облика здания до расходов на его строительство.
Дело в том, что Гауди работал по заказу Католической Церкви, причем, того ее подразделения, которое, в противовес общей тенденции, не испытывало желания погрязнуть в роскоши и даже, напротив, исповедовало возврат ко временам апостольской бедности. Звучит, согласитесь, несколько странно, особенно принимая во внимание, какими несметными богатствами и сегодня обладает Ватикан - однако это чистая правда.
Во все века своего существования Католическая Церковь пыталась бороться сама с собой, пытаясь очиститься от милой ее сердцу скверны. И пусть эта борьба по сию пору так и не увенчалась успехом - однако сами попытки эти всячески заслуживают уважения.
Конгрегация сестер Святой Терезы Авильской, основанная в 1876 г. испанским священником Энрике де Оссо - одна из таких попыток. Чтобы понять это, дотаточно обратить внимание, в честь кого названо это женское религиозное сообщество, в просторечии именуемое "терезианками".
Тереза Авильская, или Тереза Иисусова - католическая святая, Учитель Церкви, первая испанская писательница и богослов, монахиня-кармелитка, в 16-м веке осуществившая коренную реформацию своего ордена и создавшая его ветвь, известную, как "босоногие кармелитки".
Родившаяся в знатной и богатой испанской семье, в юности не чуждая светских удовольствий, Тереза, пережив момент духовного откровения, тайком бежала из отчего дома и сделалась монахиней-кармелиткой.
Более двух десятков лет она наблюдала вокруг себя жизнь, далекую от иделов монашества - что, в конце концов, заставило убудущую святую активно ратовать за реформы.
Возвращение к строгости, аскезе и простоте - так в нескольких словах можно охаректеризовать суть устремлений Терезы.
В 1562-м году она, наконец, добилась от Папы Пия Четвертого разрешения основать первый монастырь, живущий по преобразованному ею уставу.
Как и всякий реформатор - неважно, внутренний или внешний - Тереза и при жизни, и после нее подвергалась многочисленным нападкам и противодействию со строны ретроградов-чиновником от церкви - тем не мнее, дело ее ширилось и росло.
В 1580-м году орден "босоногих" был официально утвержден Папой Григорием Двенадцатым, а к моменту смерти Терезы, два года спустя, в Испании насчитывалось уже 16 общин, живущих по новым правилам.
Энрике де Оссо (тоже, кстати, впоследствии канонизированный), три века спустя основавший свою конгрегацию "терезианок" и задумавший выстроить для своих подопечных в Барселоне комплекс, совмещающий в себе функции монастыря, интерната и учебного заведения, исповедовал те же принципы: строгость, аскезу и простоту - и Антонио Гауди пришлось с этим считаться.
Поначалу, кстати, как и в случае с Саграда Фамилия, ни о каком Гауди в качестве архитектора речи не велось вообще. Энрике де Оссо приобрел участок земли площадью 26 000 кв м у состоятельного барселонского семейства Гандуксер (в честь которого ныне названа улица, на которой расположено здание) и подыскал подходящего архитектора: Жоана Баптиста Понса-и-Трабаля, который и спроктировал комплекс - в упрощенном до степени мрачности византийском стиле, как того требовали смета и пожелания заказчика.
Первый камень в основание Школы был заложен 1 сентября 1888-го г., однако Понс-и-Трабаль успел соорудить лишь фундамент и частично нижний этаж - вскоре он получил отставку, и на смену ему явился набиравший в то время известность Антонио Гауди.
Дело, впрочем, не только в известности и не в громких именах светских заказчиков Гауди. Не будем забывать, что к тому моменту архитектор уже пять лет возглавлял самый амбициозный религизоный проект Барселоны - Храм Святого Семейства - и, под воздействием его, превратился в одного из самых рьяных и преданных адептов католицизма в каталонской столице.
Глубокая набожнасть ахритектора, а также наличие общих друзей в религиозной и культурной среде (оба, и Гауди, и Оссо находились в приятельских оношениях с каноником из Вика Жауме Бансельсом и знаменитым каталонским поэтом Хасинто Вердагером), и, в конце концов, простая человеческая симпатия, сразу возникшая между двумя этими столь разными людьми - думается, в совокупности эти факторы и предопределили выбор.
Что до самого Гауди - в это время он, отдав дань неомавританским мотивам, вступил в новый период своего творчества - неоготический.
Увлечение теориями знаменитого Виоле-ле-Дюка, а также пристальнейшее изучение образцов готического зодчества в Каталонии, Русильоне, на Балеарах, а также в Бургосе и Леоне, не прошли для архитектора даром: достиаточно вспомнить его последующие работы дом Ботинес в Леоне, епископский дворец в Асторге и дом Фигерас в Барселоне.
Кстати, Гауди не был бы Гауди, если бы лишь слепо копировал средневековые образцы. При всем своем восхищении готикой он считал этот стиль невосершенным, застывшим в своем развитии на полпути - отсюда закономерный переход Гауди к параболической арке, позволившей избавиться от так ненавистных ему контрфорсов, и широкому использованию линейных поверхностей в своей собственной интрепретации стиля.
В Школе терезианок гаудианские параболы присутствуют повсюду, и лаконичная их выразительность, особенно в архитектуре длинных внутренних коридоров, говорит сама за себя, удивительным образом гармонируя с предназначением постройки и с основными принципами терезианского общества.
Помним: строгость, аскеза и простота. И жесточайшая экономия. Из-за этой самой экономии, о которой архитектору постоянно напоминал милейший, но несколько занудливый Энрике де Оссо, постоянно вмешиваясь во все аспекты строительства, Гауди однажды воскликнул в сердцах: "Cada cual a lo suyo, mossen Enrique; yo, a hacer casas, usted a hacer misas" - фраза, которую, с потерей игры слов, можно перевевсти следующим образом: "Каждому свое, моссен Энрике; мое дело - строить дома, а ваше - читать мессы."
Основным строительным материалом Гауди избрал кирпич, агрументируя это тем, что, при своей невысокой стоимости, кирпич, помимо всего прочего, позволяет широко использовать его для создания декоративных элементов, не неся при этом дополнительных расходов.
Именно "демократичность" кирпича вкупе с его обширной функциональностью сделала этот материал самым популярным среди архитекторов-модернистов.
А если при наружной отделке здния использовать кирпич в сочетании с необработанным, так называемым "диким", камнем - получится не только функционально, но и красиво, что наглядно и продемонстрировал Гауди при строительстве Школы.
Из кирпича выполнены пинакли, венчающие четыре угла здания, а также зубцы, напомимнающие характерные элементы средневековых замков и крепостей.
Это не только прямая отсылка к готике, но и явный намек на самое известное литературное произведение Святой Терезы - "Внутренний замок".
Интересны также спиралевидные, или "соломоновы" колонны, присутствующие снаружи и внутри здания.
Еще один, доступный и в то же время обладающий большой палитрой выразительных возможностей материал, широко применявшийся в этом проекте Гауди - керамика.
Из керамики выполнены массивные крестоцветы в навершиях пинаклей (крестоцвет, характерная деталь готической архитектуры, встречается в большинстве работ Антонио Гауди).
Более двухсот керамических монограмм Иисуса - "JHS", украшают фасады здания, из керамики же несколько раз воспроизведен герб ордена босоногих кармелитов - в авторской интерпретации Антонио Гауди.
Силуэт священной горы Кармель, по имени которой наречен орден, увенчан традиционным крестом и дополнен двумя сердцами: истерзанным терниями любящим сердцем Христа и пронзенным стрелой любви к Иисусу сердцем святой Терезы.
Интересно отметить и еще один керамический элемент, многократно повторяющийся и в сочетании с кармелитским гербом, и в верхней части каждого зубца здания: академическую шапочку - символ учености.
Шапочки эти призваны напомнить нам о том, что Тереза Авильская - женщина высочайшей учености, богослов и Учитель Церкви (Doctor Ecclesiae) - титул, который на данный момент присвоен Католической Церковью лишь 36-ти святым, в том числе, всего 4-м женщинам.
Еще один элемент, безусловно заслуживающий внимания - это кованые ворота, предваряющие параболическую арку входа. Художестенной ковке и литью архитектор всегда уделял особое внимание - напомним, любовь к работе с металлом он унаследовал от своего отца, котельщик по профессии.
Изначально макет ворот был выполнен лично Гауди в свинце, и затем уже воспроизведен в металле в кузнечных мастерских Жоана Оньоса, с которым Гауди сотрудничал на протяжении долгого времени.
Статьи по теме: