Картина "Ляпис-лазурное корпускулярное вознесение" написана Сальвадором Дали в 1951-ом году, в самый, что называется, разгар его "ядерно-мистического периода" и интересна, прежде всего, тем, что позволяет проследить, как в это время формировался образный язык, а точнее, арсенал излюбленных символов художника, которыми тот будет впоследствии бурно оперировать целых десять лет, создавая свои монументальные религиозные полотна.
Картины это способны вызвать самые разные чувства - от священного восторга, граничащего с мистическим экстазом, до глубочайшего недоумения по поводу крайне своеобразной трактовки художником библейских сюжетов - однако равнодушным они не оставят никого, уж точно.
Одновременно с "Ляпис-лазурным вознесением" Дали воплощал в жизнь и ряд других работ на тему "ядерного католицизма", следы которых мы отчетливо наблюдаем в этой картине.
Например, купол Пантеона с отверстием в центре, которое в то же время является нимбом Галы-Богородицы - прямая отсылка к картине "Взрывающаяся рафаэлевская голова", написанной в том же году.
Иисус, изображенный на "распятии без распятия", прекрасно знаком нам по знаменитой картине того же 1951-го года "Христос Святого Иоанна Креста", находящейся ныне в музее Кельвингроув в Глазго.
"Святой лик" Гала легко узнаваем по второй версии картины "Мадонна Потр-Льигата", и, конечно же, мы должны отметить одно из самых "общих" и обязательных мест последующих картин Дали - носорожьи рога", культ которых достигнет апогея в 1954-ом - но и тремя годами ранее, как видим, уже вполне ощутим.
О фанатичном воспевании Сальвадором Дали носорожьего рога мы уже писали не раз - но упомянем вратце от этом фетише художника и здесь. Глобальная одержимость Дали этими костяными наростами восходит к началу 50-хх годов, когда малоизвестный фламандский поэт Эммануэль Лютен сделал Дали довольно оригинальный подарок в виде носорожьего рога.
Крайне довольный подарком, Дали незамедлительно пришел к выводу, что рог носорога имеет совершенную форму и, таким образом, является геометрической основой для любого объекта. Так начался период "оносороживания" в работах Сальвадора Дали.
Вот несколько записей из "Дневника одного гения", которые позволят нам яснее представить процесс работы над этой картиной:
"Рисуя своего Христа, я вдруг замечаю, что он весь состоит из носорожьих рогов. За какую часть тела ни возьмусь, я словно одержимый, изображаю ее в виде рога носорога. И лишь тогда - и только тогда, - когда становится совершенным рог, обретает божественное совершенство и анатомия Христа. Потом, заметив, что каждый рог предполагает рядом перевернутый другой, я начинаю писать их, цепляя друг за друга. И, словно по волшебству, все становится еще совершенней, еще божественней."
"За оставшуюся чать дня я успел нарисовать две ноги и даже прописать маслом правую, да к тому же еще и закончить шар, который символизирует у меня мир. Работая, я непрерывно думал о Пресвятой деве, которая вознеслась в небо силою собственного веса. Ведь, в сущности, то же самое произошло и с моей Мадонной, только что свалившейся на дно своей гробницы.
И благодаря этому я мог теперь материально, морально и символически представить себе ее блистательное вознесение. Уверен, что подобные чудеса могут случаться лишь с одним человеком в мире, и имя ему - Сальвадор Дали. За что и не устаю смиренно благодарить Бога и его ангелов."
Интересно, что в этой картине Дали усматривал и воплощение ницшеанской идеи "Сверхчеловека", в его варианте под названием "Сверхженщина", то есть Гала, которая способна обрести божественность и вознестись на небеса благодаря своей собственной внутренней силе, выходящей далко за пределы возможностей обычного смертного. Впрочем, в этом "вознесении" ей слегка помогают "ангелы Антиматерии", по словам самого Дали.
На картине, как это вообще свойственно "ядерно-мистическим" полотнам Дали, отцом которого в ту пору являлся уже не психоаналитик Фрейд, а физик Гейзенберг, мы наблюдаем "дезинтеграцию" тела Гала, в чреве которой, собственно, и находится Спаситель.
Вспомним, Дали ассоциировал Галу с Богородицей, подарившей миру Спасителя (то есть, его самого, тем более, что по-испански "Salvador" как раз и означает "Спаситель") - и потому, пусть это и звучит несколько кощунственно, образы Мадонны и её ребенка - Христа всегда были наполнены для Дали глубоко личным значением.
Хотя о каком "кощунстве" может идти речь, если мы представим себе весьма ракрепощенный образ жизни Галы, известный всей богеме - и, тем не менее, вовсе не помешавший художнику изобразить свою жену в образе самой святой женщины Христианства?
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment