Картина "Череп с лирическим придатком..." была написана Сальвадором Дали в нашем любимом 1934 году и, следовательно, уже является шедевром, как и большинство созданного каталонским художником в тот, несомненно, самый плодотворный и отмеченный "Божьей печатью" год Сальвадора.
"Череп с лирическим придатком..." - картина, парная еще одной вещи того же года: "Атмосферный череп, содомирующий рояль..." Эти вещи объединяет множество схожих параметров: единый персонаж и пейзаж; миниатюрные размеры (в частности, Череп с лирическим придатком" имеет следующие "габариты": 24,13 см х 19,05 см); кроме того, обе работы написаны на дереве и обе находятся в наши дни в одном музее - речь, конечно же, о замечательном музее Дали в Сент-Питерсберге (штат Флорида, США)
Роднит эти выдающиеся в своем роде произведения еще и то, что при виде каждой из них хочется долго улыбаться, а полное название и той, и другой, невзможно не то что выговорить - но даже и запомнить.
В частности, в русскоязычном мире "Череп с лирическим придатком..." закрепился под названием "Череп с лирическим придатком, опирающийся на тумбу", хотя полный и более правильный перевод замысловатого имени картины (Дали обладал весьма своеобразным чувством юмора) должен бы звучать следующим образом: "Череп с атмосферным придатком, опирающийся на ночной столик, имеющий температуру гнезда кардинала".
Вот так! Поневоле, повторюсь, хочется улыбаться и радоваться, понимая что молодой Дали, незвирая на "нежный возраст", прекрасно знал, как заинтриговать публику!
Оба "Черепа", снабженные многострадальными роялями, были впервые продемонстрированы почтенной публике на выстаке в галерее Жака Бонжо в Париже, где, среди прочих работ 34-года, особенно блистал прекрасный "Призрак сексуальной привлекательности".
Но если "Призрак" блистал, то "Череп с лирическим придатком" вкупе с "Черепом, подвергающим содомскому греху рояль", нагоняли на посетителей почти священнный ужас, заставляя бесконечно восторгаться живописным мастерством художника - и в то же время трепетать при виде странного, по меньшей мере, сюжета, подкрепленного некоторой избыточностью названия.
Впрочем, художественный критик Рафаэль Сантом Тороэлья, долгие годы близко знавший Дали, однозначно утверждал, что обе картины навеяны отношениями Сальвдора Дали и Федерико Гарсиа Лорки во второй половине 20-хх.
Лорка, как известно, "любил Дали, но странною любовью": поэт испытывал к художнику не только дружеские, но и любовные чувства, и даже, как известно, пытался физически овладеть Сальвдором - чего, к счастью, не случилось.
Эта попытка "лишить Дали невинности" (единственный раз, когда Лорка потерял голову и зашел слишком далеко, в чем впоследствии искренне раскаивался) имела место как раз в местах, фигурирующих в картине в качестве пейзажа - то есть, в декорациях скал мысла Креус (Каталония) - так что версия Тороэльи по поводу сюжета и смысла картины представляется нам вполне обоснованной и правдоподобной.
Впрочем, от неизбежного впадания в ступор при виде этой великолепно выполненной миниатюры знание истоков нисколько не избавляет. Да, умел Дали удивлять - ничего не скажешь! Сочетание самого фантасмагорического сюжета с таким же названием по праву позволяют нам причислить эту картину к числу самых необычных работ Дали!
Статьи по теме:
Гала и Дали - история знакомства
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе
Погружение в Театр-музей - книга-экскурсия
Write a comment