Образ "Христа Лепантского", увидеть который каждый желающий может в Кафедральном соборе Барселоны, в капелле, расположенной направо от главного входа и посвященной Святейшему - одно из наиболее известных и почитаемых изображений Иисуса Христа в целой Испании.
С распятием этим связана интересная легенда, которая, думается, во многом поспособствовала популярности, какой Христос Лепантский пользуется и сегодня, в наши, нужно констатировать, далеко не в самые религиозные времена.
Свое второе имя образ получил в честь битвы при Лепанто, состоявшейся 7 октября 1571 и ставшей одним из самых грандиозных и значимых морских сражений в истории Европы. Напомним: в этот день 276 кораблей Священной лиги под командованием Хуана Австрийского (незаконнорожденного сына Карлоса Первого, короля Испании) противостояли турецкому флоту под командованием Али-Паши, который насчитывал 273 судна.
Христианский флот блокировал турецкую армаду в Патрасском заливе, в 60 км от города Лепанто, и последовавшее затем сражение закончилось для турок полным поражением. Они потеряли 224 корабля, из которых 117 были захвачены союзниками; погибло до 15 000 турецких солдат и матросов; вместе с утонувшими кораблями ушли на дно и более 10 000 невольников-христиан, находившихся в рабстве и бывших гребцами; около 5 000 турок были захвачены в плен - в то время как потери союзников были гораздо меньше.
Интересно, что в этом сражении участвовал и 24-летний Мигель Сервантес, впоследствии - знаменитый испанский писатель, подаривший миру "Дон-Кихота". Сервантес, с 1570 служивший в полку Морской пехоты в Неаполе, командовал взводом испанских солдат на галере "Маркиза", проявил недюжинную храрость и в ходе сражения был трижды ранен - две пули попали в грудь, еще одна - в левое предеплечье, и в дальнейшем левая рука Сервантеса практически бездействовала на протяжении всей жизни.
Сбор флота Свящейнной лиги был назначен именно в Барселоне, и туда же, чтобы возглавить объединенные силы, прибыл Хуан Австрийский. На Королевских верфях Барселоны для него уже была построена галера "La Real", точную копию которой можно наблюдать сегодня в Музее Морской Истории". С собою Хуан Австрийский привез подаренный ему братом, королем Испании Филиппом Вторым образ Христа, который и был установлен на носу галеры.
Интересно, что образ этот изначально вовсе не являлся галеонной, или галюнной скульптурой - неизвестный мастер изваял его для одной из мадридских церквей, которая в скором времени сгорела, и единственное, что оказалось неподвластно огню - именно эта скульптура, что было сочтено тогда чудом.
Кстати, именно этим пожаром, а точнее, возникшим в результате него дымом частично обусловлен цвет изваяния, далекий от чистоты свежевыпавшего снега. Дополнительный темный оттенок скульптура получила уже позже, и связан он с чадом большого количества свечей которые на протяжении веков регулярно возжигались рядом с образом.
Так или иначе, уже на момент прибытия Хуана Австрийского в Барселону образ этот уже почитался, как чудодейственный, и потому не случаен тот факт, что Хуан привез его с собой и установил на носу своей галеры.
И надо сказать, он не прогадал! Обратите внимание на изогнутую позу Христа - кажется, он от чего-то уворачивается! Так вот, предание гласит, что в самый разгар битвы с турками, когда ядро, пущенное с одного из турецких кораблей, летело прямо в галеру Хуана Австрийского, и ничто уже, кажется, не могло спасти судно от гибели, Христос внезапно ожил, извернулся и заставил наклониться и галеру, спася ее тем самым от прямого попадания.
Именно этим фактом адепты вышезовученной легенды объясняют странно изогнутую позу Спасителя.
Скептики, понятное дело, подобные чудеса решительно отрицают, заявляя, что скульптура в свое время была выполнена из молодого дерева, которое, по мере высыхания, естественным образом повело - так что никаких чудес тут нет!
Возможно, и скорее всего, правы именно скептики - но как же, согласитесь, скучна эта правда! И точно так же была бы невыносима скучна вся наша жизнь - не будь в ней места преданиям и легендам!
В память битвы при Лепанто папа римский Пий Пятый уже в 1572 объявил 7 октября католическим праздником, который годом позже, при его преемнике Григории Тринадцатом получил название Девы Марии, Царицы Розария.
Кафедральный собор Барселоны посещается в ходе наших следующих экскурсий:
1) автомобильная обзорная экскурсия по Барселоне
2) автоэкскурсия "Барселона от А и до Я"
Статьи по теме:
Хоккей и теннис в кафедральном соборе Барселоны
Write a comment