Шедевры музея Прадо в Мадриде. "Распятие" (Эль Греко). 1597 - 1600. Холст, масло, 312 х 169 см.
Картина Эль Греко "Распятие" была написана для главного алтаря Colegio de la Encarnación (Мадрид) - августинской семинарии, более известной по имени ее основательницы, г-жи Марии де Кордоба и Арагон (1539–1593).
В центральной части нижнего яруса ретабло находилось "Благовещение", в окружении "Поклонения пастухов" (в настоящее время находится в Бухаресте) и "Крещения", в то время как "Распятие", о котором идет речь в этой статье, располагалось в центре верхнего яруса, а по обеим сторонам от него находились "Воскресение" и "Пятидесятница".
"Распятие" - одна из самых оригинальных и, если угодно, даже несколько маргинальных версий популярнейшего сюжета христианской иконографии, если под "маргинальностью подразумевать глубоко индивидуальную творческую манеру автора и его несомненную смелость во всем, что касалось разрыва с каноном.
Христос только что испустил дух на кресте, что окончательно низвергло душу Богородицы в ад неземных страданий, а находящийся здесь же святой Иоанн наверняка должен был ощущать мучительную смесь чувств: бессиля, опустошенности и тщеты всех деяний предуыдущих лет - и перед Эль Греко стояла задача передать весь драматизм и трагедию ситуации так, чтобы энергетика изображения пробирала зрителя, что называется, до самых костей.
Тем временем Мария Магдалина и три ангела заняты сбором крови Христа, вытекающей из его ран. Черное, как само зло, небо, рарываемое вспышками молнии, окружает сцену, в полном соответствии с бимблейским тектом, согласно которому, когда Христос перестал дышать, ясный день сменился поистине ночною тьмой. превратившись в шокирующую ночь.
Интерес художника к подчеркиванию высокой ценности крови Христа, столь тщательно собираемой Марией Магдалиной и ангелами, наглядно демонстрирует евхаристическое значение этого предмета в связи со средневековыми традициями, которые присутствовали в венецианской живописи, в немецких гравюрах (включая Дюрера, который часто вдохновлял многих композиций дель Греко), а также в работах местных художников из Толедо.
Несомненно, Эль Греко воспользовался всеми этими источниками при создании своего "Распятия", однако версия художника, как мы уже сказали, получилась в высшей степени оригинальной и отмеченной устранением пространственных привязок, нестабильностью фигур - преувеличенно вытянутыми, со сложным, почти гротескным выражением, лицами...
Добавим к этому ночную клаустрофобную, нервную и трагическую атмосферу, обнаженный до предела трагизм которого подчеркивается кричаще-кислотными, характерными для работ Эль Греко цветами - и станет понятно, что перед нами очередной великий шедевр Эль Греко, который в 21 веке смотрится не менее современно, чем 400 с лишним лет назад, когда картина была только написана.
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр! В этих драгоценных россыпях легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Статьи по теме:
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Самые дорогие картины Сальвадора Дали
9 знаменитых шедевров Яна Вермеера
Write a comment