Распятие Святого Петра - Микеланджело

Распятие Святого Петра - фреска итальянского мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (ок. 1546–1550). Работа расположена в Капелле Паолина Апостольского дворца в Ватикане и считается последней фреской Микеланджело.

 

Художник изобразил Святого Петра в момент возложения его римскими солдатами на крест. Микеланджело сосредоточил внимание на изображении боли и страдания. Лица присутствующих выражают тревожные и мучительные чувства. Папа Павел заказал эту фреску Микеланджело в 1541 году для Капеллы Паолина.

Реставрация фрески, завершенная в 2009 году, позволила обнаружить изображение, которое, как полагают, является автопортретом самого Микеланджело.

 

Фигура мастера присутствует в верхнем левом углу фрески в красной тунике и синем тюрбане. Скульпторы эпохи Возрождения часто носили синие тюрбаны, чтобы пыль не попадала на волосы.

Святой Петр известен своими многочисленными титулами, такими как «камень церкви», «первый наместник Христа» или первый Папа. Эти титулы, особенно последний, сделали его предметом многих произведений искусства в Ватикане. Святой Петр изображен получающим ключи от Царства Небесного от Христа на стене Сикстинской капеллы в работе Перуджино «Вручение ключей». Папа Павел III поручил Микеланджело написать еще одну фреску Святого Петра около 1541 года.

В отличие от тем силы и славы, изображенных Перуджино, Микеланджело решил сосредоточиться на гораздо более мрачном моменте в жизни святого. Святой Петр получил статус великомученика не только потому, что был «первым наместником Христа», но и потому, что, подобно Христу, был распят. 

Хотя его последняя просьба не упоминается в каноническом Новом Завете, было широко распространено мнение (из-за апокрифического текста, известного как "Деяния Петра"), что он потребовал: "Распните меня головой вниз, потому что я недостоин умереть, как умер мой господин." Фреска «Распятие» расположена на восточной стене капеллы Павла, что весьма примечательно, потому что это место, где кардиналы всегда проводили выборы нового Папы.

Фон фрески проработан минимально и являет собой почти условно обозначенный горный пейзаж. Вазари заявляет: «В этих сценах нет ни пейзажа, ни каких-либо деревьев, зданий или других элементов». Горы окрашены в слабый синий оттенок; земля, представленная на среднем и переднем планах, имеет бледно-желто-зеленый цвет, который в некоторых местах содержит большее количество охры. 

Самым впечатляющим элементом этой внушительной по размерам фрески является ее центральный композиционный элемент. В отличие от многих предшествующих представлений о мученичестве Петра, здесь изображено возложение Петра на крест - момент предшествующий непосредственно распятию. 

Угол, под которым Микеланджело расположил крест, оживляет композицию и придает ей интенсивный динамизм.  Ярко выраженная диагональ подчеркивает круговое расположение фигур, за которым мимо воли следует вззгляд зрителя. Если читать картину слева направо, фигуры, поднимающиеся по ступеням в левом нижнем углу, направят взгляд вверх к группе всадников. От них  взгляд переместится к группе людей, расположенных в правом верхнем углу, которые, в свою очередь, приведут его к одному концу распятия. 

Другой конец распятия снова указывает на мужчин, поднимающихся по ступеням. Положение тела Святого Петра в этой работе часто отмечается как самое интересное нововведение Микеланджело. Он бросил вызов условности, разместив верхнюю часть тела Петра так, что ему нужно было подняться вверх и повернуть шею, чтобы встретиться взглядом с взглядом зрителя.

Это кардинально отличается от традиционно изображаемых лиц  бесчисленных мучеников в последние моменты перед смертью, которые обычно изображались в более статичной манере. Проницательный и настойчивый взгляд святого наводит на мысль, что для Петра в эти страшные мгновения чрезвычайно важна единственная мысль: чтобы смерть его не стала напрасной. 

Надо сказать, эту фреску Микеланджело с момента ее появления не критиковал разве что только ленивый. Большая часть критики была сосредоточена на вопиющем пренебрежении пропорциями.Некоторые связывали неудачу этих фресок с преклонным возрастом художника и его ухудшением здоровья. Позже некоторые ученые объясняли непропорциональнрость фигур активным поиском Микеланджело технических приемов маньеризма.

Стейнберг, впрочем, решительно опровергает эти утверждения, утверждая, что характерные коренастые мускулистые фигуры в этой модели совсем не соответствуют гибкомуи удлиненному типу телосложения, который предпочитали маньеристы.  Яэль Эвен критиковал Микеланджело за то, что даже скорбящим женским фигурам, присутствующим на картине, Микеланджело придал явную мужеподобность.

Однако совсем недавно (в конце 1980-х) ученый по имени Уильям Уоллес предложил совершенно новый взгляд на эту тему. Уоллес утверждает, что непропорциональность фигур - это не ошибка Микеланджело, а, скорее, еще один пример его гения. В данном конкретном случае Микеланджело использовал пропорции, чтобы компенсировать определенные несоответствия, вызванные разными точками обзора. Он побирал размеры фигур в соответствии с тем, что увидит зритель, находящийся внизу, а не в соответствии с «идеальным» видом спереди, который большинство людей видит на фотографиях или репродукциях.

Эта склонность к изменению пропорций ради перспективы или усиления визуального эффекта - вот чем известен Микеланджело. Особенно активно Микеланджело применил эти методы, работая над статуей Моисея для гробницы Папы Юлия II. 

По словам Уоллеса, настоящая инновация в этом произведении связана с включением времени и пространства в общую композицию фресок. Как утверждает ученый, Микеланджело разработал композицию для этих фресок с учетом того, что они будут рассматриваться людьми снизу, перемещающимисяи по центральному проходу узкой часовни. 

Самым оживленным предметом споров всегда являлось несоразмерно крупное изображение самого Петра.  Да, Петр на самом деле совершенно несоразмерен с «идеальной» фронтальной точки зрения, однако он совершенно пропорционален (и, что более важно, всегда видим) со всех остальных точек зрения. И в этом, несомненно, проявился подлинный и несравненный гений Микеланджело. 

Write a comment

Comments: 0