Первое, что мы увидим, оказавшись на сцене - грандиозных размеров задник к балету "Лабиринт", премьера которого состоялась в Нью-Йорке в 1941-ом году.
Дали, который, как мы помним, считал себя прежде всего театральным художником (хотя таковым не являлся) не только написал задник, но создал также костюмы, декорации и даже написал либретто.
В основу балета лег миф о Тесее и Ариадне, а хореографом выступил сам Леонид Мясин. Премьера, состоявшаяся 8 октбяря в Метрополитен-опера, имела шумный успех.
Не лишне вспомнить, что в начале сороковых Дали был, пожалуй, самой успешной и популярной фигурой среди европейцев, спасавшихся в США от войны.
Что касается самого задника - он навеян культовой для сюрреалистов картиной швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина "Остров мертвых". Беклин в свое время написал 6 вариантов этой мрачной "готической" картины.
Дали настолько восхищался этим полотном швейцарца, что в 1932-ом, не удержавшись, написал свою версию под названием "Истинное изображение "Острова Мертвых" Арнольда Беклина в час вечерней молитвы".
Завораживающая кладбищенкая атмосфера картина пришлась по вкусу не только сюрреалистам, но и современникам Беклина задолго "до описываемых событий".
В конце 19-го века репродукцию "Острова Мертвых" можно было увидеть в любом доме средней руки, претендующем на тягу к прекрасному.
Определенный налет ирреальности можно счесть предтечей и сюрреализма, и магического реализма.
А уж что до скал да кипарисов, изображенных на картине Беклина - более отрадную и родную картину для Сальвадора Даливсе с его фанатичной влюбленностью в Кадакес, мыс Креус и Порт-Льигат трудно. кажется, себе и представить.
Однако самое интересное в заднике к балету "Лабиринт" - не сам он а автограф автора. Или, лучше сказать авторов? Ведь присмотревшись, мы увидим: "Gala-Salvador Dali".
Это, с моей точки зрения, самый весомый факт в развенчании мифа о Гала, как о жене, коммерческом агенте, манипуляторе и бессменной Музе художника Сальвадора Дали - и только.
Но посмотрите на этот размашистый далианвкий автограф и вдумайтесь: Сальвадор Дали, страдаший безграничным бредом величия, называвший себя даже не гениальным, а "божественным", презиравший всё и вся, сотворенное не им, или, на худой конец, не Веласкесом - так вот, этот самый Дали с определенного момента стал подписывать свои картины "Гала-Сальвадор Дали".
Понимаете? Божественный Дали подписывал именем своей возлюбленной супруги не соседские заборы или пляжный песок, что было бы куда логичнее - но ставил это имя на своих картинах, причем - впереди своего собственного. То есть, он не только признавал ее важную роль в самом для него святом - творческом процессе, но даже почитал эту роль поважнее своей!
Странно, что на этот факт, лежащий на самой поверхности, самый, повторюсь, наглядный из всех, до сегодняшнего дня никто не обращал внимания.
"Подписывая свои работы как Гала-Дали, я просто называю вещи своими-именами, потому что без моего близнеца - Гала, этих произведений просто не было бы."
Обладавшая замечательным чувством вкуса, которого провинциалу из глубинки Дали в молодости явно недоставало, Гала подсказывала, критиковала, заставляла Сальвадора вносить те или иные изменения в процессе работы над картиной; она могла подбросить удивительную идею, оригинальности которой завидовал сам Дали...
Одна из самых привлекательнвых черт в любых работах Дали - это безуддержно изобретательная, буквально фонтанирующая творческая мысль - и в этом "фонтанировании" в период становления Дали Гала принимала непосредственное участие. Жаль, что этому нет прямых доказательств, а ее мемуары, о которых "столько говорили большевики", так в конце концов, и не были изданы, более того - неизвестно, кгде они сейчас и были ли они вообще.
И все же, кажется, настает время пересмотреть истинную роль Гала не только в жизни, но и непосредственно в творческом процессе Сальвадора - речь, прежде всего, о начальных годах их совместного бытия - и роль эта, с чем сегодня соглашаются многие "далиеведы", гораздо важнее, чем та, что приписывалась ей ранее.
Write a comment