Картина "Вечерний паук сулит надежду" была написана Сальвадором Дали в 1940-ом году и стала первой из его "американских" работ. Напомним: спасаясь от ужасов Второй Мировой войны, Дали и Гала летом 1940-го бросили якорь в США, еще не зная, что Новый Свет станет их прибежищем на долгих 8 лет.
Название картины связано, скорее всего, с французским поверьем, согласно которому увидеть паука вечером - к удаче на следующий день.
В описании к "Вечернему пауку" Сальвадор Дали пояснял, что на картине запечатлены: "мягкий аэроплан, выплевываемый пушкой, богиня победы (Ника Самофракийская), мягкая виолончель и плачущий купидон".
Интересно, что Сальвадор Дали ни словом не упомянул о центральном образе картины, о прекрасно нам знакомом еще со времен "Великого Мастурбатора" (1929) автопортрете художника, к котрому Дали и в дальнейшем будет возвращаться не раз. Не исключено, что Сальвадор, к тому времени находившийся на пике популярности в США, снова испытывал некие комплексы в связи с мастурбацией - давней привычкой, которой художник был подвержен на протяжении всей жизни.
На то, что дело обстоит именно так, указывает и обхватившая смычок "мягкой виолончели" рука, расположенная в предельной близости к гениталиям "Великого Мастурбатора", а также купидон, закрывший лицо рукой.
Вспомним, во многих картинах десятилетней давности персонаж, закрывающий лицо рукой, служит выражением крайнего стыда, который, по признаниям самого Сальвадора, испытывал художник в силу своих занятий мастурбацией.
Очень интересен образ богини победы, Ники, рождающийся из крыла мягкого самолета. Как заявлял впоследствии Дали, этот образ должен восприниматься как пророческий, поскольку именно военно-воздушные силы должны решить исход войны.
Также следует отметить две чернильницы, явно намекающие на профессию отца Сальвадора Дали (нотариуса) и указывающие на то, что, незвирая на разрыв с семьей, причиной которого послужила Гала, Дали тосковал по дому и скучал по родителю.
Муравьи, облепившие лицо Великого Мастурбатора - одна из давних фобий Дали, выступающая символом боязни сексуальных отношений. Женская грудь пеосонажа, во-первых, демонстрирует, повышенный интерес к гермафродитам, который, опять же, всегда был свойственен Дали, а во-вторых, призвана напомнить о беспрецедентной и безраздельной близости, установившейся с первых дней знакомства между Сальвадором и Галой.
С 1929-го года, по глубочайшему убеждению Дали, более не существовало Сальвадора и Галы по отдельности: в созидательно-апокалиптическом грохоте на свет появилось уникальное существо "Гала-Дали", обреченное далее существовать как одно целое.
Что до классических персонажей на заднем плане, они недвусмысленно свидетельствуют о том, о чем Дали тогда заявлял всё чаще во время интервью: о решительном намерении вернуться в лоно классической живописи и даже академизма, к которому художник тяготел на протяжении всей своей карьеры.
В настоящий момент картина "Вечерний паук сулит надежду" (40,5 Х 50,8 см; холст, масло) принадлежит замечательной коллекции Музея Дали в городе Сент-Питерсберг (Флорида, США).
Статьи по теме:
"Погружение в Театр-музей Дали - путеводитель по музею Дали в Фигерасе
Write a comment