Видео "Самая большая картина Сальвадора Дали". Потолочное панно "Дворец ветра", расположенное в зале с одноименным названием Театра-музея в Фигерасе - это и самая крупная из картин Дали - и, одновременно, самая дорогая. Судите сами: размеры этого гигантского полотна составляют 579 Х 1150 см, а площадь - без малого 67 квадратных метров! Вот это масштаб!
Отметим - это не фреска, а именно полотно, холст. Точнее, пять холстов, три из которых были написаны Сальвадором Дали в его мастерской в Порт-Льигате, а два других он дописывал непосредственно в зале музея, для чего пришлось соорудить монументальные леса.
"Введение", пусть и частичное, этого грандиозного творения в музей состоялось 13 ноября 1970 года, когда в присутствии городских властей и под руководством Дали к потолку фойе бывшего муниципального театра, которому суждено было стать Театром-музеем Сальвадора Дали, прикрепили один из холстов далеко еще на тот момент не завершенного творения Дали под названием "Дворец ветра".
Я уже говорил о том, что именно так: "Дворец Ветра", называется поэма каталонского поэта Жоана Марагаля, в котором он называет долину Ампурдан, где и расположен Фигерас, "дворцом ветра" по причине регулярно задувающей здесь трамонтаны.
Когда-то именно здесь, в этом зале, впервые были выставлены на публике две работы 14-летнего Сальвадора, поэтому, если совсем уж "по гамбургскому счету" - карьера художника для Дали начиналась именно отсюда. Может быть, поэтому панно "Дворец Ветра" - это настоящая антология жизни и творчество Маэстро - эдакий "Галлюциногенный торреро", но в 6 раз крупнее и гораздо "горизонтальнее".
Именно по причине этой горизонтальности лучше всего смотреть на него, лежа на полу в самом центре зала - однако это не совсем сообразуется с музейными правилами, поэтому я усаживаю всех на стулья, предусмотрительно расставленные в зале - и рассказываю.
Ключевые фигуры этой монументальной гиперкартины - разумеется, Дали и Гала, возносящиеся, подобно святым, в ампурданское небо. Дали легко опознается по настроенным на прем тонких небесных видраций усам и ящичкам-секретам, а Гала - по любимому платью "от Диор".
Это платье она действительно выделяла среди прочих и как-то даже обмолвилась, что "когда-нибудь это платье станет ее погребальным саваном". В этом платье ее и похоронили - Дали, таким образом, исполнил брошенное в виде мрачноватой шутки пожелание супруги.
Возносятся Дали и Гала не просто так - они, по словам художника, "проливают золотой дожь над долиной Ампурдан", что, кстати, совершенно верно: после открытия музея город Фигерас стал населенным пунктом Испании с самым высоким доходом на душу населения!
Правда, в центре исходящего золотыми лучами сияния мы видим не солнце, а некую дыру, сквозь которое видно глубокое ночное небо, символизирующее глубины подсознания.
Присмотревшись, как следует, на фоне этого небо можно разглядеть силуэт подводной лодки, выплывающей из глубин - намек на изобретение Нарцисса Монтуриоля, родившегося в Фигерасе на той же улице, что и Дали, и поистине золотыми буквами вписавшего свое имя в историю подводного флота.
Монтуриль построил первую в мире подводную лодку с анаэробным двигателем, а тажке лодку с наружным и внутренним корпусами - Дали безмерно гордился своим земляком...читать полностью
Write a comment