"Хвост ласточки и виолончель"" (73,20 Х 93, 20 см; масло, холст), - последняя картина Сальвадора Дали, законченная им в апреле 1983 в замке Гала в Пуболе, где художник в то время проживал.
То, что картина "Хвост ласточки" была дописана Сальвадором Дали именно в замке Гала - не случайно. Напомним - 10 июня 1982 Дали перевез тело умершей Гала в Пуболь, где она была похоронена в склепе замка, и сам, вместо того, что вернуться в свой дом в Порт-Льигате, остался там же.
Вернуться в свой любимый дом, где были прожиты лучшие годы и написаны лучшие картины, где он и Гала были счастливы - Дали так и не смог. Психологический барьер оказался непреодолим.
Смерть Гала и для самого Дали стала началом конца. Психическое и телесное здоровье художника находились в плачевном состоянии.
Разумеется, он пытался писать, хотя бы уже потому, что привык делать это всю сознательную жизнь - однако все более сильный тремор правой руки сделал это занятие почти невозможным. Впрочем, дело не в треморе - а в том, что со смертью Гала Дали утратил желание жить, превратившись в больного дряхлого старика.
Одним словом, Дали быстро превращался в руину - хотя временами, как вспоминал Антонио Пичот, близкий друг художника, директор Театра-Музея в Фигерасе, к угасающему Дали возвращались почти прежняя ясность разума и твердость руки. Скорее всего, в такие периоды краткого "просветления" и была создана картина "Ласточкин хвост".
"Ласточкин хвост" - самое что ни на есть "математическое" полотно, написанное в полном соответствии с утверждением самого Сальвадора Дали о том, что в "дальнейшем искусство будет шагать рука об руку с достижениями современной ему науки." Этой максиме Дали следовал в своем творчестве десятки лет, и даже последний, самый печальный период, не стал исключением.
Даже в это не самое радостное время Дали зачитывался книгой французского математика Рене Тома "Структурная устойчивость и морфогенез". Рене Том - создатель раздела математики, известного как "теория катастроф", включающего в себя теорию бифуркаций дифференциальных уравнений (динамических систем) и теорию особенностей гладких отображений.
Поскольку все вышесказанное человеку, далекому от математики, закономерно покажется "слегка непонятным", Рене Том, стремившийся популяризировать свои идеи, ввел в обиход термин "теория катастроф", как более понятный широкой публике. Для пущей ясности отметим, что под "катастрофой" здесь понимается резкое качественное изменение объекта при плавном количественном изменении параметров объектов, от которых он зависит. Основой теории катастроф является теория устойчивости, которая изучается в технических вузах.
Он пытался применить свои теоретические положения к различным вопросам - от лингвистических феноменов до формы цветка. Эта универсальность, а также поэтические названия семи различных типов катастроф, предложенные Томом, не могли, разумеется, пройти мимо Сальвадора Дали - поэта и творца, всегда живо интересовавшегося наукой.
Наиболее заинтересовал Дали третий тип катастроф под названием "Ласточкин хвост", график которого и стал отправной точкой для написания картины. К нему Дали присовокупил графическое изображение катастрофы второго типа, известного под названием "Сборка" и визуально близкого к форме буквы "S".
О математическом подтексте картины "Хвост ласточки" свидетельствует и знак интеграла, который удивительным образом перекликается с прорезями в деке вилончели - эфами, а те, в свою очередь, напоминают не что иное, как усы Сальвадора Дали!
С первого взгляда очевидно, что график катастрофы "Ласточкин хвост" является в то же время лицом художника, где рот изображен в виде трещины в стене замка Пуболь, постоянно, в силу незивестных причин, привлекавшей внимание Дали и раньше, а усы являют собой виолончельные эфы.
Вот только усы эти, всегда задорно торчавшие вверх (помним: по Дали, усы его - это антенны, нацеленные в небо и чутко воспринимающие его божественную энергию, иными словами - вдохновение) - так вот, усы эти печально поникли и опущены вниз, что как нельзя более точно отражает удручающее состояние художника.
Бедный, несчастный Дали! Дали, еще недавно бывший королем, властителем умов и властелином мира! Ушла Гала, а вместе с нею и желание жить - ведь под "жизнью" применительно к Дали следует понимать прежде всего творчество.
На те же мысли - о печали, одиночестве и страдании, наводит и изображение виолончели в левом верхнем углу картины. Появление ее в картине не случайно: одна из сиделок, ухаживавших за превратившимся в больного вредного ребенка Маэстро в замке Пуболь, владела этим инструментом - и иногда, по просьбе Дали, играла дя него, пытаясь хоть как-то развлечь впавшего в затяжную и тяжелую депрессию художника.
Скорее всего, печальные и в то же время прекрасные звуки, ивзлекаемые сиделкой из виолончели, прекрасно ассоциировались у Дали с его глубоко ущемленным и страдающим эго.
Вспомним, виолончель присутствует и в других откровенно слабых и неудавшихся картинах того периода - достаточно вспомнить "Кровать и два прикроватных тумбочки, яростно атакующие виолончель":
И вюду, всюду в этих жутковатых хаотичных полотнах виолончели жестоко достается от самых неожиданных обидчиков. Её бьют, истязают, проламывают насквозь, заставляя истекать драгоценной кровью... Образ страдающей виолончели - это сам Дали, жестоко раздавленный воинствующей несправедливостью мира.
Именно так - как жестокую, ничем не оправданную жестокость небес по отношению к нему, "божественному" Дали - художник воспринимал смерть жены.
"Хвост ласточки и виолончель" - последняя картина Дали. После нее художник оставил занятия живописью окончательно, и разум его погрузился в почти беспробудный сон, наполненный чудовищами и призраками из прошлого - сон, растянувшийся на пять мрачных лет и оборвавшийся лишь со смертью...
Write a comment