Картина "Автопортрет с "Юманите" была написана Сальвадором Дали в 1923-ем году - в том прекрасном 19-летнем возрасте, когда всякий порядочный юноша с чистой душой и отсутствием денег мечтает о революции и ниспровержении прогнившего насквозь буржуазного строя, построенного на мерзкой эксплуатации человека человеком.
Мечтал о "ниспровержении" и юный Дали. В 1923-ем, в год написания картины, Сальвадор, напомним, за участие в студенческих протестах был на год отчислен из Мадридской академии изящных искусств Сан Фернандо, а весной 1924-го и вовсе угодил в тюрьму за участие в выступлениях против диктаторского военного режима генерала Примо де Ривера, под пятой которого жила тогда Испания.
О трех неделях, проведенных в компании политзаключенных в тюрьме прекрасной Жироны, Дали впоследствии с нежностью и ностальгией вспоминал до конца своих дней.
Каким бы "буржуем", капиталистом, консерватором и ретроградом не стал человек в зрелом возрасте, воспоминания о славных временах чистой молодости, осиянной наивной и бесполезной верой во всеобщую справедливость, всегда будут греть его давно загрубевшую душу, и Сальвадор Дали - яркое тому подтверждение.
"Автопортрет с "Юманите" (105 Х 75 см; темпера, масло, коллаж, картон) - картина, написанная с явным подражанием каталонскому художнику Рафаэлю Боррадасу, чьи работы юный Сальвадор видел в Ateneillo de L'Hospitalet. Влияние Боррадаса очевидно как в плане геометрической организации пространства картины, так и в схематичном изображении внешности художника, стилистически очень близком тому, что делал Боррадас.
Интересно, что сама картина написана в 1923-ем году, а вклеенный в пространство холста номер "Юманите" - печатного органа коммунистической партии Франции - датируется, как можно заметить, 24 июля 1928.
Дали добавил его значительно позже, как раз в то время, когда его неприятие норм буржуазной морали, католической религии, монархии и т. п. решительно продвигалось в сторону апогея. Достаточно вспомнить его прореволюционные лекции, его фильмы в содружестве с Луисом Буньюэлем: "Андалузский пес" и, в особенности, Золотой век", чтобы в этом убедиться.
Это искреннее увлечение идеями коммунизма продлилось у Сальвадора Дали до 1930-го года, а после резко пошло на спад. Основная причина охлажения заключалась в том, что буржуазный мир, который так долго отвергал молодого и нищего Дали, пытающегося заработать своим искусством на жизнь, наконец, начал отвечать ему взаимностью.
И чем жарче была эта "взаимность", тем быстрее таяли прокоммунитстические симпатии художника и тем шире открывались глаза его на тот очевидный факт, государство всегда останется "аппаратом насилия в руках господствующего класса", как справедливо заметил В. И. Ленин, и абсолютно неважно, какой флаг будет реять над Домом Высшей Государственной Власти: монархический, коммунистический, республиканский или любой другой.
Дали воочию наблюдал Испанскую революцию 1931-го, которая, после пяти лет хаоса перетекла в братоубийственную войну 1936-го, и, кажется, окончательно убедился в том, что всякая революция - грязное дело. Приведем фрагмент из нашего рассказа "Волосы Вероники", опубликованного в "Новом Журнале" (Нью-Йорк):
"Да, однажды я был на революции, более того – я участвовал в ней и замечательно помню, как это. Плохо одетые люди с прекрасными и сумасшедшими глазами ненавидели таких же плохо одетых людей с обратной стороны баррикады и пытались причинить своим заклятым врагам «телесные повреждения различной степени тяжести» – вплоть до несовместимых с жизнью.
В одной из толп этих нелепых идеалистов был и я – в продранном в недавней стычке пальтишке, с нежно-розовым шрамом от недавней ножевой раны и подгоревшей овсяной кашей в голове. Тогда я не понимал еще, что всякая революция – это бесплатная и, к тому же, смертельно опасная работа, которую плохо одетые люди делают для хорошо одетых людей. В те годы я был слишком юн, чтобы задумываться о таких вещах."
Да... Как и герой рассказа, Дали тоже однажды перестал быть юным и бедным - и перестал быть "нелепым идеалистом". Дали сделался состоятельным и уважаемым человеком. Дали пел дифирамбы диктатору Франко и клеймил коммунизм позором. Но картину "Автопортрет с "Юманите" - в общем-то, подражательную юношескую вещь - почему-то очень любил.
Почему? Да потому что картина эта совсем не про коммунизм, да, по большому счету - и не про искусство тоже. Эта картина про молодость: голодную, наивную, нелепую - и прекрасную, как никакая другая пора нашей жизни.
В наши дни картина "Автопортерт с "Юманите" находится в Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе, в зале "Рыбные лавки".
Статьи по теме:
Write a comment