И снова картина, без которой невозможно представить себе Театр-Музей Сальвадора Дали в Фигерасе - без нее экспозиция будет неполной. "Призрак сексуальной привлекательности", написанный художником в очень плодотворном для него 1934-ом г., продолжает славные традиции Дали-миниатюриста, виртуозно владеющего кистью - и явно наслаждающегося своим мастерством.
"Призрак сексуальной привлекательности" выставляется в Зале Сокровищ нашего Театра-музея, и признаюсь честно: когда его забирают из экспозиции по каким-то причинам, я расстраиваюсь так, как будто эта картина принадлежит мне лично - настолько хорош этот шедевр еще совсем молодого Дали!
Еще одна вещь, об истинных размерах которой, если увидишь ее в репродукции, никогда не догадаешься. Множество скрупулезно прописанных элементов, как и в случае с "Портретом Гала с бараньими ребрышками", неминуемо наведут на мысль о том, что это полномасштабное, или хотя бы средних размеров, полотно - и снова мы ошибемся. Истинные размеры картины - 17,9 Х 13,9 см.
Оба вышеупомянутых шедевра и вообще очень похожи - и техникой исполнения, и миниатюрными размерами, и обилием солнца и света, и тем, что обе картины выполнены на досках.
И хорошо известный нам мальчик с обручем, и место действия - все тот же край каталонского света, Кадакес, Порт-Льигат, мыс Креус - благословенные и родные места, о которых Дали с детства отзывался с восторгом и упоением, места, где он жил и творил.
Вот как сам Дали описывал свою работу: "Мгновенная цветная фотография, выполненная вручную с подсознательных, сюрреальных, экстравагантных, параноических, галлюцинаторных, внехудожественных, феноменальных, многочисленнейших, тончайших и прочих образов... Конкретной Иррациональности."
Интересно, что монстр сексуальности, не существующий на самом деле, но порожденный сознанием мальчика (Сальвадора Дали), выписан в настолько реалистичной манере, что кажется более "настоящим", нежели сама объективная реальность - что и порождает удивительный сюрреалистический эффект.
Что до "реальности" - она хорошо известна и воспета Дали во множестве полотен : это скалы мыса Креус, на протяжении всей жизни служившие для художника неиссякаемым источником вдохновения.
Мыс Креус — место, настолько важное в творчестве Дали, что заслуживает чуть более подробного рассказа. Кркус — крайняя восточная тоска Каталонии, Испании, а заодно — и всего Пиренейского полуострова.
Расположен он всего в нескольких км от дома Дали в Порт-Льигате, где художник прожил большую часть жизни и написал лучшие свои полотна — но, проехав эти «несколко км» — кажется, переносишься на другую планету.
Таковы когда-то были наши первые впечатления от посещения мыса Креус — и точно то же испытывают и оказавшиеся здесь туристы. Марс, Венера, но уж никак не Каталония и не планета Земля — настолько необычны пейзажи этого края света.
Здесь, по словам Сальвадора Дали, Пиренейские горы в диком геологическом бреду низвергаются в Средиземное море. Всю мощь и красоту этого «низвержения» способен оценить даже самый далекий от искусства человек — а для Сальвадора Дали именно мыс Креус сделался в свое время главным источником вдохновения.
Вот цитата из «Тайной жизни Сальвадора Дали»:
«Когда я закончил полотно, мы сделали исключение из правил и отправились с рыбаками жарить сардины и отбивные в скалах бухты Креус — там, где кончаются Пиренейские горы. На этих скалах, после долгого созерцания и размышления и родилась «морфологическая эстетика мягкого и твердого», вся вышедшая из средиземноморской готики Гауди.
Можно ли поверить, что Гауди, как и я, видел в молодости эти так повлиявшие на меня скалы? В этом для меня материализовался принцип пароноидальной метаморфозы, о котором я уже несколько раз говорил в этой книге.
Все образы, подсказанные скалами, изменяются по мере того, как вы продвигаетесь или отступаете. Не мной это придумано, но рыбаки давно уже благословили эти мысы, бухты и скалы самыми разными именами: верблюд, паук, воробей, мертвая женщина, львиная голова.
Подгребая и двигаясь вперед, друзья обращали наши внимание на метаморфозы:
— Глядите, господин Сальвадор, сейчас вместо верблюда стал, можно сказать, петух.
На голове верблюда появился гребень, из вытянутой нижней губы образовался клюв. Скалы без конца меняли свои «обличия». В этой вечной маскировке я обнаружил глубокий смысл застенчивости Природы, которую Гераклит выразил загадочной формулировкой: «Природа любит прятаться». Наблюдая за подвижными формами неподвижных скал, я «размышлял над скалами собственных мыслей.» (Читать описание картины "Призрак сексуальной привлекательности на английском языке)
Статьи по теме:
Постоянство памяти - описание картины Сальвадора Дали
Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.
Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 360 €, 6 человек - 410 €, 7 и более человек - по запросу.
Примечание: входные билеты (стоимость билета - 15 €) не включены в стоимость экскурсии.
Помимо базового, мы предлагаем также следующие варианты экскурсий, включающие музеи Сальвадора Дали:
Театр-музей Сальвадора Дали+замок Гала в Пуболе
Театр-музей Дали в Фигерасе+дом Дали в Порт-Льигат
Треугольник Дали (дом Дали в Порт-Льигате+театр-музей Дали в Фигерасе+замок Гала в Пуболе)
Театр-музей Дали+Каталонская Венеция - Эмпуриабрава
Write a comment