Сальвадор Дали и Зигмунд Фрейд - встреча ученика с учителем

В этой статье я расскажу о том, о чем, так или иначе, каждый раз рассказываю туристам во время экскурсии по театру-музею Дали в Фигерасе - о встрече Зигмунда Фрейда и Сальвадора Дали. О той самой встрече, на которую Дали надеялся безуспешно и долго - и на которую едва не "опоздал": состоялась она незадолго до смерти основоположника психоанализа.

Сальвадор Дали и Зигмунд Фрейд

Попутно отмечу: Театр-Музей Дали в Фигерасе - это ни в коем случае не музей, посвященный творчеству Дали - нет.

 

Это именно Театр, где перед нами равзорачивается захватывающий, полный мистики и чудесных открытий спектакль под названием "Жизнь Сальвадора Дали".

Именно свою жизнь Дали считал главным своим произведением, истинным и непревзойденным шедевром, и потому задача каждого экспоната в Театре-музее -  напомнить о том или ином эпизоде из жизни "божественного Дали" или указать на его страхи, пристрастия, комплексы, фобии, взгляды и предпочтения. 

Как раз по этой причине в одной из коридорных арок музея, наверху, под самыми сводами, можно обнаружить портрет Зигмунда Фрейда, а дальше - целый участок коридора, посвященный австрийскому ученому.

Там, среди прочего, можно увидеть выполненный Дали футляр подарочного издания  труда Фрейда "Моисей и монотеизм", увидевшего свет в год смерти  психоаналитика, а также инсталляцию в честь этой книги: массивную копию "Моисея" Микеланджело, изваянную, по заказу Дали, замечательным барселонским скульптором Фредериком Маресом, а над Моисеем, с его знаменитыми "рожками" - носорожью голову и осьминога. Это ремарки самого Дали по поводу монотеизма и многобожия.

Такой вот "уголок Зигмунда Фрейда" в Театре-Музее Дали. Его не могло не быть, учитывая ту роль, которую австрийский ученый сыграл в жизни и творчестве каталонского  усача. 

Если Диего Веласкес, Ян Вермеер и Рафаэль были для Сальвадора Дали недосягаемыми образцами для подражания в живописи, то Зигмунд Фрейд - богом. Да, именно так! Для безбожника Дали, написавшего десятки чудесных полотен на тему религии в свой "ядерно-мистический" период, но так и не уверовавшего, истинным богом, настоящим небесным отцом являлся Зигмунд Фрейд. 

Дали кстати, так и называл Фрейда - отцом, в особенности, после того, как напрочь и на всю жизнь разругался с собственным биологическим папой. 

Вообще, сложно себе представить, чтобы умный, черствый, едкий и язвительный мизантроп с циничным чувством юмора и непомерно раздутым самомнением - а Дали был именно таким - мог столь истово поклоняться кому-то из двуногих, и уж тем более - кому-то из двуногих современников.

Дали категорически не ценил современников - раз уж им не повезло родиться в одно с ним время. Однако в отношении Зигмунда Фрейда дело обстояло иначе. 

 

Фрейд был тем самым удивительным исключением, которое позволяет нам судить о том, что ничто человеческое Сальвадору Дали чуждо все-таки не было - в том числе, и сотворение кумиров.

Дали неустанно, еще задолго до своей встречи с Фрейдом, превозносил австрийского психоаналитика, называя его труд "Толкование сновидений" главной книгой, которую он прочел за всю жизнь. Собственно, эта книга, если называть вещи своими именами, жизнь Дали и определила - мы имеем ввиду творчество - основное и единственное занятие, которому Дали с успехом и удовольствием предавался всю жизнь. 

Труды Фрейда стали одним из краегольных камней, на которых было зачато и родилось движение сюрреалистов - а Дали, мы знаем, обрел себя и прославился в первую очередь как художник-сюрреалист, создав в 30-ые лучшие свои работы.  Когда же дорожки Сальвадора с сюрреализмом разошлись, у художника в арсенале давно уже имелся свой собственный подход к творческому процессу: параноидально-критический метод

"Метод" этот, которым владел всего лишь один человек на свете - сам Дали - в еще большей степени был основан на трудах Фрейда - потому удивляться наивысшей степени преклонения, которая сквозит в словах Дали при каждом упоминании о Фрейде, не приходится.

Не случайно, кстати,  первая, и надо признать, прекрасная картина, созданная, по словам самого Дали, в полном соответствии с канонами параноидально-критического метода - это Метаморфозы Нарцисса. Понятие "нарциссизм" в психологию ввел никто иной, как Зигмунд Фрейд -  и именно эта картина была показана Сальвадором Дали Фрейду во время их первой и единственной встречи, которая все-таки состоялась. 

Метаморфозы Нарцисса. Встреча Дали и Зигмунда Фрейда

Встреча Дали с Фрейдом - как это было

Устроителем встречи вытупил замечательный австрийский писатель Стефан Цвейг. После того, как в марте 1938-го немцы захватили Австрию, евреям пришлось подыскивать себе новую родину - даже таким известным, как Цвейг или Фрейд. В итоге оба они оказались в Лондоне. 

Цвейг, большой поклонник творчества каталонского художника, написал Фрейду о том, что молодой Дали был бы счастлив встретиться с ним. Напомним: Фрейду в то время было 82, и, к тому же, знаменитый психоаналитик жестоко страдал от рака верхней челюсти, глуша нестерпимую боль кокаином. 

Для того, чтобы доведенный до полубезумия болями, физически крайне истощенный отец психоанализа согласился встретиться с Дали, Цвейгу пришлось написать Фрейду три обстоятельнейших письма, в которых он расхвалил Дали до небес, назвав его лучшим художником современности, а также отметив, что более преданного поклонника среди людей искусства, чем Дали, у Фрейда нет, не может быть и никогда не будет. 

 

 

Отдельно Цвейг упомянул о том, что Дали мечтает об этой встрече долгие годы, и выразил надежду, что Фрейд будет так великодушен, что позволит Дали во время (краткой) беседы сделать его набросок. 

Сложно сказать, какой из аргументов Цвейга показался Фрейду наиболее убедительным, но Фрейд дал добро, и встреча, о которой грезил Дали и ради которой он специально приехал в Лондон, все-таки состоялось. Это случилось 19 июля 1938 г. и стало одним из величайших событий в жизни Дали. 

 

Дали прибыл на встречу с Фрейдом в Компании Цвега и Эдварда Джеймса - английского поэта, богача, мецената и коллекционера картин Дали. На тот момент "Метаморфозы Нарцисса" - картина, которую Дали мечтал показать Фрейду -  уже была куплена Джеймсом, и потому счастливый владелец был взят в качестве придатка к картине. 

Встреча длилась едва ли 20 минут - и большую часть времени Дали был занят тем, что лихорадочно и вдохновенно рисовал. Впрочем, одна фразу, которую Фрейд произнес после вниательного изучения картины "Метаморфозы Нарцисса", впоследствии Дали повторял при каждом удобном поводе.

 

Фрейд, по словам Дали,  сказал ему буквально следующее: "Глядя на картины старых мастеров, пытаешься обнаружить в них подсознательное, а при виде сюрреалистического произведения, напротив, ищешь там сознательные элементы". 

Встреча Зигмунда Фрейда и Сальвадора Дали

Как мы уже сказали, все время беседы Дали главным образом рисовал, сходу со свойственной ему зоркостью подметив удивительное сходство черепа Фрейда с улиткой - однако получившийся рисунок показался впоследствии Цвейгу настолько страшным, что он упросил Дали ни в коем случае не посылать его Фрейду. На рисунке, как видим, изображен предельно больной человек, на котором уже проставлено клеймо близкой смерти - что же, в таланте Дали не откажешь!

Однако главный триумф жда Дали впереди - когда Фрейд написал Стефану Цвейгу письмо, в котором благодарил писателя за интересную встречу. По поводу Дали он выразился в письме следующим образом: "Этот молодой испанец с искренним взглядом фанатика и, безусловно, совершенной техникой живописи произвел на меня совсем другое впечатление". 

Говоря о "другом впечатлении", Фрейд имел в виду свое отношение к сюрреалистам, которых считал почти идиотами, или "идиотами на 96%", ссылаясь на крепость спирта. Однако Дали смог убедить Фрейда в обратном, что впоследствии давало художнику повод заявлять, что он, Сальвадор Дали заставил самого Фрейда изменить мнение о сюрреалистах в лучшую сторону! 

Так или иначе, Фрейд действительно похвалил Дали, и художник был на седьмом небе от счастья. И я, честно сказать, прекрасно его понимаю. Доведись мне встретиться с Джоном Ленноном, я чувствовал бы себя так же - в особенности, если бы Леннон тоже меня за что-нибудь похвалил. Но Дали своего бога все-таки видел. Видел. Рисовал. Обменялся несколькими фразами. Заслужил заочную похвалу. И с гордостью вспоминал об этом всю жизнь!  

НАШ АВТОРСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ТЕАТРУ-МУЗЕЮ

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали
Барселона-Экскурс - гиды в Барселоне

Write a comment

Comments: 0