В этой статье мы представим 11 выдающихся шедевров живописного искусства, принадлежащих коллекции Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе. С гордостью отметим: Театр-музей обладает самым полным собранием работ художника в мире, поэтому выбрать среди них всего десяток - вовсе не простая задача.
Подобно Гобсеку, алчно перебирающему свои сокровища, за выбором этим можно провести половину жизни. Гораздо проще приехать в Театр-музей, куда мы вас и приглашаем - и увидеть их все.
А пока, в преддверии этого визита, который рано или поздно состоится - 13 выдающихся шедевров Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе, которые мы, изрядно помучившись, все-таки отобрали для вас!
1. Пейзаж с загадочными элементами (1934)
"Пейзаж с загадочными элементами" (1934) - очередная дань Сальвадора Дали своему "Кумиру № 2" после обожаемого и обожествленного каталонцем Веласкеса - речь, как вы уже, наверное, догадались, о Яне Вермеере.
Эта относительно небольшая вещь (72,8 Х 59,5 см; масло, доска) принадлежит к самом ценимому - сюрреалистическому - периоду Сальвадора Дали и долгое время, как множество других работ Дали, оставалась за пределами внимания широкой культурной общественности.
В 2011 г. Фонд Гала-Сальвадор Дали приобрел "Загадочные элементы" за 11.14 млн долларов, и я, во время очередной экскурсии по Театру-музею художника, впервые увидев это полотно, испытал самый настоящий положительный шок, равно, как и мои туристы - и было от чего. Ибо эта картина, без превеличения - прекрасна!..читать полностью
2. Корзинка с хлебом (1945)
Картина Сальвадора Дали "Корзинка с хлебом" (1945) - абсолютный фетиш самого Маэстро, его талисман, и, по собственному мнению художника - одна из лучших его работ.
Эта небольшая (35 х 44 см; доска, масло) картина, настоящая жемчужина Театра-Музея, расположена в центральной части экспозиции "Зала Сокровищ". "Зал Сокровищ" - центр всего музейного пространства, где стены, согласно указаниям Дали, обиты красным бархатом, из-за чего создается ощущение, что, попадая туда, оказываешься внутри шкатулки с драгоценностями.
Ощущение это вполне оправданно и даже неизбежно: если принять во внимание, сколько стоят размещенные в этом зале картины, легко может закружиться голова. По самым скромным подсчетам, речь идет о сумме в 300 000 000 евро - но, пока, слава Всевышнему, никто продавать их не собирается...читать полностью
3. Портрет Пабло Пикассо в XXI веке
Исполненный намеков и аллегорий, "Портрет Пабло Пикассо в XXI веке" (1947, масло/холст, 65,50 х 56 см) был написан Сальвадором Дали в США и выставлялся в галерее Бину в Нью-Йорке с 25 ноября 1947 г. по 31 января 1948 г.
Работу эту Дали считал совершенно необходимой для постоянной экспозиции "Театра-Музея" и даже заранее определил ему место в центре зала "Рыбные лавки", где картина, собственно и находится сейчас.
Принято считать, что именно после того, как Дали написал "Портрет Пабло Пикассо в XXI веке", отношения между ним и Пикассо окончательно разладились, однако утверждение это ни на чем не основано - и прежде всего потому, что никаких "отношений", о которых следовало бы упоминать отдельно, между Дали и Пикассо никогда не существовало...читать полностью
4. Обнаженная Гала, смотрящая на море... (1975)
Картина "Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна" (1976, Театр-Музей Сальвадора Дали в Фигерасе) - одна из самых новаторских работ Сальвадора Дали и, безусловно, один из самых запоминающихся двойных образов, созданных художником за всю карьеру.
И, надо признать - один из самых подделываемых, что, если исходить из логики и высказываний самого Сальвадора, не так уж и плохо. "Если картину подделывают, - любил повторять Дали, - значит, она того стоит!"
Но займемся самим шедевром. Для этого нужно встать ровно в центр пространства сцены Театра-музея, так, чтобы за спиной у вас остался партер с "Дождливым такси", а прямо перед глазами оказался задник к балету "Лабиринт"...читать полностью
5. Атомная Леда (1947 - 49)
"Атомная Леда", написанная в 1947-49 г.г. - одна из самых ярких работ ядерно-мистического периода в творчестве Сальвадора Дали. Возвращаясь к хорошо проработанному в искусстве (и одному из своих любимых) греческому мифу о Леде и лебеде, Дали интерпретирует его с позиций своего "ядерно-мистического" метода - именно поэтому ни один из элементов полотна не соприкасается с другим - все объекты парят, будто подвешенные в воздухе или находясь в состоянии невесомости.
Дали, подобно Леонардо, возращался к этой работе на протяжении нескольких лет. Работа над "Атомной Ледой" началась в бытность Дали в США, неподалеку от Монтеррея (Калифорния), в прибрежном поселке, который и пейзажами, и светом, очень напоминал Дали обожаемые им и воспетые многократно в его полотнах Кадакес и мыс Креус.
Еще будучи неоконченным, полотно с 25 ноября 1947 по 3 января 1948 выставлялось в галерее Бину в Нью-Йорке. В предисловии к каталогу выставки Дали писал, что ему исполнилось 44 года и он, наконец, решил создать свой первый шедевр, добавляя, что показывает картину в неоконченном виде, позволяя всем, кому интересна его техника, наблюдать ход работы над полотном...читать полностью
6. Призрачная повозка (1933)
Отметим: с момента смерти Сальвадора Дали в 1989-ом коллекция Театра-музея пополнилась в общей сложности тремя сотнями экспонатов, многие из которых - как, например, "Призрачная повозка", "Мед слаще крови" или "Пейзаж с загадочными элементами" - шедевры высочайшего уровня.
"Призрачная повозка", увиденная мной в оригинале впервые, повергла меня в состояние глубокого приятного шока. В начале тридцатых молодой Дали особенно активно писал родные ему места: долину Ампурдан, пляж в Росесе, восстающие на горизонте предгорья Пиренеев, за которыми начинается Франция, Кадакес и скалы мыса Креус...
На картине как раз запечатлена плоская, как стол, Ампурданская долина обрамленная у горизонта Пиренейскими горами, у подножия которых расположился городишко, который, при всей его условности, может быть идентифицрован, как Фигерас...читать полностью
7. Имперские фиалки (1938)
Картина "Имперские фиалки" снабжена автографом "Гала-Сальвадор Дали" и датирована 1938-м годом. То есть, это Дали сюрреалистического периода - но как же не похожий на Дали-сюрреалиста первой половины 30-хх! Вспомните яркие, насквозь пронизанные всепоглощающим средиземноморским светом работы 32-го, 33-го, 34-го годов - и контраст станет особенно ощутим.
Объясняется всё просто. Дали писал картину в 1938-м. А что происходило в это время в Европе? Во-первых, вовсю гремела Гражданская война в Испании, раздиравшая страну и нацию надвое, а во-вторых, над всей старушкой-Европой, да, пожалуй, и миром, нависла опасность всемирной бойни, 2-ой мировой войны, которая вскоре и началась...читать полностью
8. Призрак сексуальной привлекательности (1934)
И снова картина, без которой невозможно представить себе Театр-Музей Сальвдора Дали в Фигерасе - без нее экспозиция будет неполной. "Призрак сексуальной привлекательности", написанный художником в очень плодотворном для него 1934-ом г., продолжает славные традиции Дали-миниатюриста, виртуозно владеющего кистью - и явно наслаждающегося своим мастерством.
Еще одна вещь, об истинных размерах которой, если увидишь ее в репродукции, никогда не догадаешься. Множество скрупулезно прописанных элементов, как и в случае с "Портретом Гала с бараньими ребрышками", неминуемо наведут на мысль о том, что это полномасштабное, или хотя бы средних размеров, полотно - и снова мы ошибемся. Истинные размеры картины - 17,9 Х 13,9 см...читать полностью
9. Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка (1933)
Эта драгоценная вещица, подобно многим другим того же периода, обладает интересным эффект: если впервые вам довелось увидеть "Галу с ребрышками" в репродукции, вы, исходя из множества тщательно выписаных деталей, ни на секунду не усомнитесь, что имеете дело с достаточно крупной картиной. А зря! Обратив внимание на цифры, указывающие ее истинные размеры (6,80 х 8,80 см) - вы поймете, что глубоко ошибались.
Лучше всего, разумеется, смотреть оригинал, находящийся в Театре-Музее Дали в Фигерасе - смотреть и удивляться: как, как он это сделал? Размеры картины немногим больше кредитки.
Интересно, что при написании этой чудесной миниатюры Дали отталкивался не от оригинала (то есть, Галы), а от их с женой совместной фотографии, где Гала, надо отдать должное фотографу, получилась значительно лучше, чем в жизни, и выглядит прямо-таки знойной обольстительницей-красоткой. Впрочем, не исключено, что на фото просто проявилась ее истинная внутренняя суть, вовремя уловленная фотографом...читать полностью
10. Нос Наполеона, превращенный в беременную женщину...
"Нос Наполеона, превращенный в беременную женщину, которая гуляет, словно грустная тень, среди древних руин" (1945) - так звучит название этой "американской" картины Сальвадора Дали целиком.
Дали любил длинные описательные названия, которые в то же время являются, по сути, и пояснительным комментарием к сюжету самой картины.
Эту вещь крайне редко извлекают из запасников Театра-Музея Дали в Фигерасе, чтобы выставить в Зале Сокровищ - а жаль! Жаль, потому что она прекрасна - в особенности, когда видишь ее не на фото, а в оригинале...читать полностью
11. Галарина (1945)
"Галарина" (1945) - один из безусловных шедевров "американского" периода Сальвадора Дали, по праву занимающий видное место в экспозиции Зала Сокровищ Театра-Музея Дали в Фигерасе.
Как и знаменитая "Корзинка с хлебом", картина "Галарина" впервые была представлена публике на персональной выставке Сальвадора Дали в галерее Бину в Нью-Йорке, проходившей с 20 ноября по 29 декабря 1945.
И снова Гала, которой, как иногда может показаться, чересур уж много в полотнах Дали, однако дадим слово самому художнику: " Она - редчайшее из живущих созданий, суперзвезда, которую, тем не менее, нельзя сравнить с Каллас или Гретой Гарбо: потому что всякий, если пожелает, может видеть их сколько угодно часто, Гала же - невидимое существо, анти-эксгибиционистское по своей натуре"...читать полностью
12. Портрет сестры (1925)
"Портрет сестры" интересен, прежде всего тем, что Анна Мария написана в анфас, что в работах Дали встретишь крайне редко - чаще он писал ее в профиль, еще чаще со спины, сидящей или стоящей, как, например, в прекрасной картине того же года "Девушка у окна".
В ту пору над отношениями брата и сестры еще не маячила мрачная тень хищноносой парижанки из Казани - Гала, которая, появившись, быстро установит новый порядок и начнет всё у всех отнимать: у сестры - брата, у отца - сына, у музы - художника...
Но все это будет потом. А пока - Дали бесконечно пишет сестру и радуется ее покладистости: Анна Мария, ощущая свою причастность к творческому процессу (именно в качестве Музы) готова позировать брату часами - с тем же упорством, с каким трудолюбивый Сальвадор пытался достичь желаемого результата на холсте.
13. Поэзия Америки (1943)
Символы новой для Дали "американской жизни", из которых и складывается не совсем понятная художнику "поэзия" этой хваткой, энергичной, деловой, вечно спешащей и вечно работающей страны под названием Соединенные штаты Америки, занимают центральное пространство картины.
Во-первых, это американский футбол: игра злая, жестокая, силовая (эдакий современный вариант гладиаторских боев), игроки в который представлены на переднем плане. Во-вторых, телефонная трубка - новые технологии и прогресс, воплощением которого всегда были США. И, в-третьих, внимание, бутылка Кока-Колы! Самая настоящая, реалистично выписанная бутылка Кока-Колы!" Да, именно так - бутылка Кока-Колы! На этом мы просто обязаны остановиться чуть подробнее!
Так вот, дорогие друзья: задолго до того, как появилась "Кока-Кола" Уорхолла (первое "каноническое" явление поп-арта), Дали уже изобразил "Кока-Колу", предвосхитив направление! В те времена, когда Дали написал свою "Поэзию Америки", Уорхол был еще 15-летним подростком и ни о чем, кроме волнующих выпуклостей одноклассниц, наверняка не думал.
Это я к тому, что отныне, вооруженные этими знаниями, Вы запросто сможете удивлять различных знатоков искусства, которые, может быть, не такие уж и знатоки:). И когда зайдет речь о поп-арте, и все тут же вспомнят Энди с его "Кока-Колой", вы скромно поставите этих людей в известность, что это уже было сделано Сальвадором Дали - правда, на два десятка лет раньше.
Разумеется, этот "ТОП" страдает немалой долей субъективности, как и любой другой, да и выбор из сотен шедевров, как мы уже сказали - задача критически непростая. Не следует, к тому же, забывать, что Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе - это не только и не столько картины! Это еще и скульптуры, и инсталляции, и сюрреалистические объекты, и литографии, и витрины, и ювелирные изделия, и целый автомобиль с двумя фонарями из самого города Парижа впридачу...
Перечислять количество удивительных экспонатов Театра-музея можно бесконечно - хотя, безусловно, самым удивительным из всех является сам Сальвадор Дали, забальзамированное тело которого покоится в могиле под Геодезическим куполом... Одним, словом, смотреть не пересмотреть, и визит в "самый крупный сюрреалитический объект в мире" запомнится на всю жизнь - это мы вам гарантируем!
Write a comment