В этой статье мы вспомним историю создания Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе - одного из самых известных музеев Испании. Да и не просто "известных" - сегодня Театр-музей Сальвадора Дали является одним из самых посещаемых не только в Королевстве Испания, но и в целом мире.
Для справки: в 2018 году Театр-Музей Сальвадора Дали в Фигерасе, созданный каталонским Маэстро в родном городе самолично и обладающий самой полной в мире коллекцией работ художника, посетили 1 105 169 человек.
И это, отметим, в далеко не самый удачный для индустрии туризма год! Согласитесь - более чем впечатляющая цифра! В 2019-ом статистика была еще более радужной - но это в наши дни. А как все начиналось?
Театр-Музей Сальвадора Дали - как всё начиналось
Задумка создать Театр-музей имени себя в Фигерасе впервые пришла в голову, как ни странно, не самому Сальвадору Дали. Разумеется, будь художник жив и услышь он такое, возмущению не было бы предела - тем не менее, это чистая правда.
Автором идеи музея был Рамон Гвардиола, быший учитель истории из Жироны, в 1960-ом году занявший пост Мэра Фигераса. Гвардиола хорошо одевался, носил интеллигентные очки в тонкой золотой оправе, и вообще - был во всех отношениях образованным и даже начитанным человеком. Кроме того, он живо интересовался искусством, проявляя в этом вопросе похвальную широту взглядов.
Исходя из вышеперечисленных достоинств, Гвардиола по определению не мог не являться поклонником своего знаменитого земляка - Сальвадора Дали. Заступив на пост Мэра, он, к великому удивлению и даже стыду за своих предшественников, обнаружил, что в Краеведческом музее Фигераса нет ни одного экспоната, имеющего отношение к Сальвадору Дали - и это при том, что художник давно уже был звездой мирового масштаба и жил совсем рядом, в 40 км от Фигеерасе - в своем возлюбленном Порт-Льигате.
Эту недопустимую ситуацию, по мнению Гвардиолы, нужно было исправлять - причем, немедленно. В мае 1960-го, когда Дали и Гала вернулись из США в Порт-Льигат, Гвардиола встретился с художником и рассказал ему о своем намерении устроить в Краеведческом музее отдельный зал, посвященный "великому Сальвадору Дали". Для экспозиции Гвардиола смиренно просил художника передать музею в дар пару-тройку своих работ - пусть хотя бы самых второстепеннных.
Дали обещал подумать и уже через несколько дней передал Гвардиоле ответ: он согласен, но с маленьким уточнением: он, божественный Дали, желает не зал в Краеведческом музее Фигераса - а свой собственный отдельный музей. Как видится мне, в этой стремительной эволюции мысли Сальвадора далеко не последюю роль сыграл тот факт, что в Барселоне в то время как раз стартовали работы по созданию персонального музея Пикассо - и Дали об этом наверняка было известно.
Напомним: заматерев и сделавшись звездой, Дали всегда видел в Пикассо соперника. Те времена, когда начинающийи никому не известный художник Сальвадор Дали с восторгом смотрел Пикассо в рот и считал его богом, давно прошли. Теперь "богом" стал сам Дали - а двум богам в монотеистическом мире художника места не было.
Амбициозный сверх всякой меры, Дали ни в чем не хотел уступать старшему товарищу, и, думается, именно благодаря Гвардиоле впервые тогда осознал: совсем скоро у Пикассо будет свой собственный музей, а у меня, Дали, который выше этого самого Пикассо по всем параметрам - нет? У него - да, а у меня - нет!? Постойте-постойте, это никуда не годится! Ситуацию нужно срочно исправлять!
Таким образом, предложение Гуардиолы упало на самую благодатную почву. На следующей встрече с Мэром Фигераса Дали объяавил, что даже присмотрел место для музея - городской театр "Принсипаль", случайно сожженный содатами из Марокканского корпуса Франко в 1939-ом, когда город был оставлен Республикой.
Здание театра было построено в 1850-ом и до Гражданской войны являлось не только самым престижным, но и единственным такого рода заведением в Фигерасе. Когда-то малютка Дали дважды выставлял здесь свои юношеские работы - в 1918-ом совместно с двумя другими художниками и в 1919-ом, уже индивидуально.
Пожар, устроенный "марокканцами" Франко в 39-ом, поставил на здании, а заодно и на культурной жизни Фигераса черный обугленный крест. Денег на реставрацию не было - Фигерас, увы, был самой провинциальной дырой где-то у французской границы. Часть здания бывшего театра слегка, правда, подремонтировали и устроили там рыбный рынок - сегодня на его месте располагается зал Театра-Музея под совсем не случайным названием "Рыбные лавки".
Тем не менее, основная часть здания являла собой обгорелую руину, которую гораздо дешевле было снести, чем пытаться восстановить. Именно о сносе городские власти и подумывали- но тут подоспел Дали со своим экстравагантным намерением разместить музей имени себя в этих развалинах, и планы пришлось изменить.
Позже Дали заявлял, что ему всегда нравились развалины, и впервые идея устроить свой будущий музей именно в руинах посетила его еще в 1954-ом году, когда в Королевском дворце в Милане, также пострадавшем от бомбардировок, проходила выставка его работ. Скорее всего, Дали врал, или, скажем так, намеренно искажал истину - но какое это имеет значение?
Впервые о создании музея было объявлено 12 августа 1961
12 августа 1961 в Фигерасе была устроена пышная фиеста, сценарий которой Дали продумал до мелочей самолично. Кульминационным моментом небывалого в истории города праздненства стала коррида, устроенная в честь "выдающегося художника из Фигераса Сальвадора Дали".
Это, прошу отметить, совершенно особая честь в те времена, когда коррида в Испании была на пике популярности, и имена известных тореадоров произносились с тем же придыханием, с каким в Советском Союзе называлось имя Юрия Алексеевича Гагарина. В сответствии со сценарием, Сальвадор Дали в начале акта тавромахии сделал почетный круг по арене на одном из своих кадиллаков с откидным верхом.
По бокам от автомобиля семенили специально нанятые статисты-рабы в маскарадных костюмах от Кристиана Диора - Дали всегда любил королевский размах!
В корриде в честь "выдающегося" Дали принимал участие сам Пако Камино - звезда из звезд тех времен. Работал он, как всегда, блестяще, и Гала, наблюдавшая с бесстрастным лицом за ритуальным "быкоубийством", пришла в неожиданное возбуждение - настолько, что после того, как Камино убил своего быка, сдернула с руки дутый золотой браслет и швырнула на арену, явно положив глаз на бесстрашного тореадора.
Одного из быков, убитых во время корриды, по первоначальному замыслу Дали планировалось поднять в небо на вертолете и после транспортировки захоронить на священной горе Монсеррат - однако довольно злая трамонтана сделала осуществление этой идеи невозможным. Дали, тем не менее, предвител такую вероятность и подстраховался заранее: двумя местными художниками была загодя изготовлена гипсовая фигура быка, которорую торжественно взорвали на арене по окончании корриды.
После взрыва праздненство плавно переместилось на улицы Фигераса. Среди прочих торжественных мероприятий значились: дешевый и обильный обед, церемония награждения Сальвадора Дали Серебрянным Фиговым Листом (главной наградой Фигераса), установка мемориальной доски на доме, где художник появился на свет - и, конечно же, речь усатого виновника торжества.
В половине девятого вечера, стоя среди жалких руин, Дали произнес пылкую речь, в ходе которой, в частности, заявил: "Где же еще, как не в моем родном городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? Где же еще? То, что уцелело от муниципального театра, кажется мне подходящим по трем причинам. Во-первых, потому, что я прежде всего театральный художник. Во-вторых, потому что театр находится прямо напротив церкви, в которой я был крещен, а вы знаете, что я католик до мозга костей. И, в-третьих, именно в этом театре, в фойе, я впервые выставил свои живописные работы."
Дали входил в раж от собственного красноречия, речь его бежала мощным потоком, едва успевая за безудержно фонтанирующей мыслью. Он настаивал на том, что руины должны быть сохранены в полной неприкосновенности, ибо они сами по себе - прекрасное произведение абстрактного исскусства. Он громогласно заявлял о том, что в этом "единственном в мире сюрреалистическом музее" не будет ни одного подлинника его работ, а только фотографии - потому "фотографии все равно лучше оригиналов".
Он отметил, что те из будущих посетителей, кто утомится от созерцания фотографий его работ, смогут, для разнообразия, полюбоваться рыбным рынком, который тоже надлежало сохранить. Дали, что называется, "несло" - совсем как Остапа Бендера. Многие из собравшихся, слушая странные речи гения, заметно приуныли.
В особенности заскучал Мэр Фигераса Рамон Гвардиола, всё это и затеявший: он отчетливо представил себе грустную картину: поросшие бурьяном руины театра открытые всем ветрам - а по руинам этим, рискуя каждый раз оступиться и сломать ногу, или, еще хуже, голову, бродят отчаянные и малочисленные туристы, разглядывая фотографии картин Дали. Живо вообразив всё это безобразие, Гвардиола отчетливо понял, что заманить в Фигерас кого-либо извне на это сомнительное развлечение никак не получится...
Впрочем, и сам Дали, успокоившись и остыв, понял, что наговорил лишнего. Крыша музею все-таки понадобится, а еще в большей степени нужны будут те самые "подлинники" его работ - раз уж он планировалось вкладывать в проект государственные деньги. В целом, праздник удался. Вот только с "государственными деньгами", как это обычно бывает, случилась "заминочка" - длиною почти в 10 лет!
Предварительная инаугурация музея состоялась 13 ноября 1970
По причине проблем с финансированием проекта фактические работы по созданию музея начались лишь девять лет спустя: 13 октября 1970. А ровно через месяц, 13 ноября того же года, в присутствии городских властей и под руководством Дали, к потолку фойе бывшего муниципального театра, которому суждено было стать Театром-музеем Дали, прикрепили один из холстов грандиозного и далеко еще на тот момент незавершенного произведения Дали - панно "Дворец ветра".
Над этой монументальной вещью, площадь которой составила, ни много ни мало, 67 квадратных метров, Дали сначала работал в своей мастерской в Порт-Льигате, а затем - на монументальных подмостках в том самом зале Музея, потолок которого она украшает и по сей день. Напомним - именно здесь в декабре 1918 года впервые были представлены публике работы 14-летнего Дали - так что с полным основанием можно утверждать, что отсюда начался путь Дали к известности, славе и деньгам.
Тогда же и там же Дали окрестил зал тем названием, котрое он носит и по сей день: "Дворец ветра" - в честь одноименного стихотворения каталонского поэта Жоана Марагаля, где "дворцом ветра" названа Ампурданская долина с расположенным на ее территории Фигерасом - по причине регулярно задувающей здесь трамонтаны.
В ходе этого же акта Дали продемонстрировал собравшимся слайды с изображением своего удивительного полотна "Христос Святого Иоанна Креста" и объявил, что собирается написать еще одну такую же, но более крупных размеров, картину для задника сцены Театра-музея - что, впрочем, так и не было никогда сделано.
Следует признать, что далеко не все свои планы относительно музея Дали смог в конечном итоге реализовать - многие из них так и остались проектами. Но четыре года Сальвадор Дали вкладывал большинство усилий именно в создание своего Театра-музея . На эти четыре года музей превратился для художника в дитя, зачатое с огромным трудом.
А вот выклюнется ли это дитя из его отцовской утробы, и каким оно явит себя миру - зависело исключительно от самого Сальвадора Дали. И художник вкалывал, не жалея ни сил, ни времени, работая исключительно во благо своего музея, пока, осенью 1974-го, наконец, не решил: можно открывать.
Театр-музей Дали открылся 28 сентября 1974
Когда Театр-музей впервые распахнул свои двери для публики - это случилось 28 сентября 1974-го года - он мог похвастать очень ограниченным количеством работ художника. Точно так же и количество смотрителей в залах не шло ни в какое вранение с нынешним: их было всего несколько человек, набранных из числа работников Мэрии и отставных полицейских. Эту пеструю публику, категорически далекую от искусства, обрядили в костюмы, напоминавшие униформу каталонской полиции Mossos d'Escuadra - и поставили охранять полупустые залы.
Что до магазинов, коих сегодня в Фигерасе миллион и все они делают отличные деньги, бойко торгуя всевозможной сувенирной продукцией, связанной с именем Дали - на момент открытия в городе имелся всего один: причем, с весьма убогим ассортиментом.
С гидами при Театре-музее тоже не сложилось. Дали, напомним, заявлял: "Меня всегда смешат толкования, которые публика или критика пытаются давать моим работам - смешат, потому что сам я, например, понятия не имею, что они означают!" Возможно, по этой же причине на момент открытия музей не имел ни каталога, ни хотя бы буклета с указанием основных работ каталонского Мэтра.
Поначалу, правда, наняли пару молодых и наспех обученных гидов для сопровождения публики по залам музея - однако они настолько терялись в окружении организованого Дали хаоса, что через пару месяцев, по просьбе самого же Маэстро, их уволили, заменив на табличку: "Постигайте Музей самостоятельно!"
Здесь, пожалуй, на минуту отвлекусь, чтобы ответственно заявить - в этом вопросе Дали крупно ошибался. Опыт показывает, что без грамотного и толкового экскурсовода постичь этот Музей-загадку, посвященный ни в коем случае не творчеству, а самой персоне Маэстро, точнее, его удивительной жизни, которую Дали, как известно, считал своим главным произведением - решительно невозможно!
Отсутствие экскурсоводов приводило к полному непониманию публикой того, что представлено в музее - и продолжает ввергать в шок и недоумение самостоятельных туристов сейчас. Например, 42 картины Антони Пичота (друга Дали и директора Театра-музея до смерти Пичота в 2015-ом), занимающих целый уровень здания публика простодушно и неизменно принимает за работы самого Дали даже в наши дни - что уж говорить о том смутном времени!
И это всего лишь одно из тысячи забавных недоразумений, вызванных полным непониманием того, что люди видят перед собой! Поэтому экскурсовод в Музее Дали не просто желателен - а насущно необходим!
И все-таки, все-таки: невзирая на все эти трагикомические обстоятельства, в первую неделю работы Театр-музей посетили 4 500 человек. А к концу первого года работы посетителей насчитывалось уже 148 000 - и это, прошу отметить, в то время, когда международный туризм находился в зачаточном состоянии"
Важно понимать: открытие Театра-музея в 1974-ом вовсе не означало, что все работы по его созданию завершены. Нет - это был всего лишь один из этапов в непрестанной эволюции музея, которая началась до - и продолжилась после.
Для самого Сальвдора Дали, как мы уже сказали, музей превратился в главное дело всей жизни, в того самого упомянутого выше первого и единственного ребенка, и пока художник сохранял активную жизненную позицию - он постоянно совершенствовал свое любимое детище.
В 1977-ом году, во время первой инвентаризации, потолочное панно "Дворец ветра" было оценено в 1 500 млн песет, в то время как оценочная стоимость самой дорогой картиы составила 125 млн песет, и эта была, кстати, вещь не самого Дали, а "Святой Павел" Эль Греко из личной коллекции художника. Здание Музея оценили на тот момент в 31,6 млн песет (около 200 000 евро).
Новые работы, новые идеи, новые события, включая пять последних лет жизни Дали, прожитых им в здании своего музея - однако не стоит думать, что после смерти "Божественного" процесс эволюции Театра-музея прекратился. Как раз нет - Фонд "Гала-Сальвадор Дали", в полном соответствии с завещением Дали, продолжает по сей день наращивать коллекцию, год за годом приобретая работы Дали на аукционах и у частных коллекционеров.
Параллельно с ростом музейных фондов увеличивается и количество посетителей. Сегодня, лежа под знаменитым музейным куполом, Дали однозначно должен быть доволен: с момента открытия музей посетили свыше 30 000 000 человек (данные на 2019).
Всего с 1991 г. было приобретено около 350 арт-объектов, из которых больше сорока - живописные работы в технике "холст-масло" или "холст-дерево". И, учитывая, что популярность и интерес к творчеству Сальвадора Дали в мире только возрастают, можно не сомневаться - замечательный Театр-Музей Сальвадора Дали в Фигерасе с годами будет делаться лучше и лучше!
Статьи по теме:
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе
Призрак сексуальной привлекательности
Write a comment