"Дали со спины, пишущий Гала со спины" - картина, написанная Сальвадором Дали в 1972-73-ем г.г. и выставленная в "Зале Шедевров" Театра-музея Дали в Фигерасе.
Собственно, полное название этого среднеразмерного полотна (60,5 Х 60,5 см, масло холст) звучит следующим образом: "Дали со спины, пишущий Гала со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести настоящих зеркалах". Вот так! Поэты мы - или кто?!
Мы уже не раз говорили о том, что Сальвадор Дали обладал, помимо прочих талантов, болшим поэтическим даром, и зачастую названия его картин едва ли не интереснее, чем сами картины!
Здесь, однако, сама картина тоже хороша и первым делом вызывает в памяти самое известное полотно Диего Веласкеса "Менины", где художник тоже изобразил на холсте себя. Напомним, Веласкес для Сальвадора Дали - фигура №1 в иерархии живописцев всех времен и народов, поэтому не стоит удивляться, что тем или иным образом тень великого Диего будет проявляться в многочисленных каталонского маэстро.
Картина "Дали со спины, пишущий Гала со спины" написана в мастерской художника в Порт-Льигате, куда Дали и Гала традиционнно возвращались после зимы, которую проводили чаще всего в Нью-Йорке. Характерная скала в форме хребта дракона, фигурирующая в десятках других полотен Дали, а также обстановка его мастерской не дадут нам ошибиться.
Картина интересна в том числе и тем,что Дали, известный своей приверженностью к созданию "рукотворных цветных фотографий", дает нам возможность отчетливо представить себе, как выглядели Дали и Гала в начале 70-хх.
Выглядели, честно сказать, "так себе", хотя удивляться не приходится: Гала на картине уже 77, и понимая, что окончательная старость не за горами, она, в попытках оттянуть этот неизбежный и неприятный момент, все чаще прибегала к услугам пластических хирургов, и лице ее вследствие этих "услуг" утрачивало живость и индивидуальность всё более.
Впрочем, может быть, это просто неудачный выбор одежды: матросский костюмчик смотрится на ней откровенно нелепо. Зато неизменный бант от Коко Шанель, как всегда, на своем месте, сделавшись для Гала почти такой же характерной приметой, как усы - для Сальвадора.
Самое же интересное в картине "Дали со спины, пишущий Гала со спины..." заключается в том, что это не целая картина, а ровно её половина! Да, это одна из двух частей стереоскопического изображения, инсталляции с которыми мы увидим чуть позже, в "зале оптических иллюзий".
Уже в 60-х Дали начал всерьез интересоваться поисками третьего измерения, работая поначалу с анаморфозами, после со стереоскопическими изображениями, а когда физик Денис Габор открыл голографию, получив за это Нобелевскую премию в 1971 - еще и с голограммами.
Дали, начавший все чаще задумываться о смерти, был уверен, что овладев третьим измерением, он получит, в конце концов, доступ в четвертое - что по сути, дарует ему бессмертие. Кстати, первые голограммы, созданные Сальвадором Дали совместно с Денисом Габором, демонстрировались в Нью-Йорке в том же 1972-ом, что и была написана эта картина.
Что касается бессмертия, то будем надеяться, что дух Дали его все-таки обрел и сейчас незримо присутствует рядом с нами, радуясь тому живому интересу, который мы проявляем к его творчеству.
Если дух Дали так же амбициозен и себялюбив, как и его прижизненный хозяин - а сомневаться в том нет ни малейших причин - он должен испытывать сейчас божественное наслаждение!
Write a comment