Картина "Оносороженный троянец Фидия" была написана Сальвадором Дали в 1954-ом году, в период так называемого "ядерного мистицизма" в творчестве художника. В то время Дали со свойственным ему талантом когда пытался совместить в своих работах воедино классическую живопись, католицизм (в его испанском мистическом варианте) и новейшие достижения современной ему науки, прежде всего - ядерной и квантовой физики. Не все приняли новое направление в карьере усатого каталонца, однако факт остается фактом: в 50-ые Дали создал немало величайших шедевров - "Христос святого Иоанна Креста", "Распятие, или Гиперкубическое тело", "Тайная вечеря" и т.д. Однако вернемся к нашему "Оносороженному троянцу Фидия" и выясним, почему и зачем он "оносорожен".
С Фидием и его троянцем, вроде бы, все понятно. Фидий - знаменитейший древнегреческий скульптор, живший в 5 веке до н.э., на "совести" которого - масштабная работа по украшению Парфенона в период правления Перикла. Одна из скульптур Фидия - мраморная статуя троянца на западном фронтоне Парфенона - и вдохновила Дали на написание картины. Но при чем здесь "оносороженный"?
Что же, внесем ясность: рог носорога с начала 50-хх - один из фетишей Дали, безусловный фаллический символ и, по мнению художника - самое совершенное творение природы, ибо рог насорога, считал Дали, являет собой "идеальную двойную логарифмическую спираль".
Говоря о "двойной спирали", Дали, конечно же, имел в виду строение молекулы ДНК. Хотя впервые молекулу ДНК открыли еще в 1930-ом, общественный интерес к ней по-настоящему проснулся в 1953-ом, после того, как ученые Крик и Уотсон опубликовали результаты своих исследований, в которых содержалось описание двойного спиралевидного строения молекулы ДНК.
Разумеется, Дали, внимательно отслеживавший все новое в мире науки, не мог пройти мимо этого знаменательного события. Странным образом, как видим, строение молекулы ДНК лишь укрепило его железную веру в то, что рог носорога - лучшая и самая совершенная форма, созданная Матушкой-природой.
С той поры Дали овладевает настоящая "носорогомания", что находит свое отражение и в живописи: как видим, троянский воин на картине распадается на элементы в форме носорожьих рогов. В коллекции Театра-музея есть и другие работы с элементами "оносороживания" - "Портрет Гала с носорожьими признаками", "Возносящаяся Святая Сесилия", есть и голова носорога, есть и пресловутый рог, уже без головы.
Еще одна зловонная (по причине неправильной чучелизации) носорожья голова украшает "голубятню с вилами" в доме-музее Дали в Порт-Льигате... Рога носорога, начиная с 1954, проникают едва ли не в каждое творение Дали.
Вспомним хотя бы самое скандальное и самое эротичное из них: "Юная дева, насилующая себя рогами собственного целомудрия" (находится в Национальном каталонском музее искусств в Барселоне). Давайте же попробуем разобраться, откуда у Дали этот носорожий культ.
Когда началось "оносороживание" Дали?
Первые признаки этой "носорожьей болезни" проявились, кажется, уже в 1949-ом. Внимательно изучив "Мадонну Порт-Льигата" (вторая версия), вы обнаружите, что рог носорога присутствует в этой монументальной и широко известной картине - правда, пока еще вместе со своим хозяином:
Уже тогда Сальвадор Дали, похоже, начал задумываться о божественной природе и совершенстве форм этого чудного костяного нароста. Несколько позже стуация усугубилась, причем, началось "обострение" с не самого масштабного и, даже, вроде бы, совсем рядового события: от малоизвестного поэта Эммануэля Лютена, большого почитателя таланта Дали, художник получил в подарок носорожий рог.
Подарок этот странным образом взволновал Сальвадора и обрадовал его, как ребенка.
-Вот увидишь, этот рог спасет мне жизнь - с глубокой, ни на чем не основанной убежденностью заявил он по этому поводу жене.
С той поры Дали носился с этим "рогатым" подарком, как с писаной торбой. Он не расставился с ним не на миг и впал в глубочайшую зависимость от подарочного носоробего рога. Рог, можно сказать, настоящим тараном вторгся в коллектив фетишей и навязчивых идей Дали, заняв там одно из ключевых мест.
Болезнь стремительно прогрессировала. Кульминацией ее стало открытие, что и знаменитая "Кружевница" Яна Вермеера, тоже состоит из носорожьх рогов! Дали тут же вознамерился сделать свою "оносороженную копию" картина Вермеера - и власти Лувра пошли ему навстречу.
В результате появилась "Параноидально-критическая версия "Кружевницы Вермеера", и, совместно с фотографом Робером Дешарном, был даже сделан фильм под названием "Удивительное приключение "Кружевницы" и носорога", часть которого снималась в зоопарке Парижа, где носороги были задействованы в качестве актеров.
"Оносороженный троянец Фидия" создан в период расцвета "носорожьего" культа. Дали считал, что резцом Фидия, как и рукой Вермеера при написании "Кружевницы", водило "логарифмическое совершенство", наивысшим волощением которого служит носорожий рог!
Из повторящихся элементов образной системы Дали в этой картине следут отметить царящую повсеместно левитацию - не будем забывать, это период тотального увлечения Дали наукой и, в том числе, атомной физикой - а также тот самый утес "Эс Кукурукук", который видишь всякий раз, когда ,преодолев перревал, начинаешь спускаться к Кадакесу и Порт-Льигату - местам, воспетым Дали в сотнях своих работ.
Статьи по теме:
Write a comment