"Озорные сны Пантагрюэля" - серия из 25 графических работ Сальвадора Дали, вдохновленных литературным произведением «Гаргантюа и Пантагрюэль», написанным Франсуа Рабле в XVI веке, а точнее - 120 гравюрами, выполненными Франсуа Депре для издания "Гаргантюа и Пантагрюэля", опубликованного в 1565 году редактором Ричардом Бретоном.
Цикл этой великолепной графики Дали включает 25 литографий на японской бумаге, изображающих совершенно сумасшедших, со всех точек зрения, персонажей в фарсовой и каррикатурной манере со всеми характерными элементами привычной иконографии Дали - что, собственно, и делает их особенно ценными и узнаваемыми с первого взгляда, наряду с великолепной техникой Дали-графика.
На протяжении всей своей творческой карьеры Сальвадор Дали придерживался идеи, высказанной как-то каталонским исккусствоведом, журналистом и критиком (с которым Дали был хорошо знаком) Эудженио Д'Орсом, который как-то заявил, что «все, что не является традицией, является плагиатом».
Верный этой максиме (которая и на наш персональный взгляд является очень верной), каталонский художник часто в качестве основы для своих произведений нередко задействовал работы таких мастеров прошлого, как Рафаэль, Джорджоне, Энгр или Мане.
В "Гаргантюа и Пантагрюэле", а также в великолепных иллюстрациях Франсуа Депре к знаменитой серии романов, Дали и черпал вдохновение. Из 120 оригинальных литографий Депре Дали отобрал 25, которые и легли в основу его собственной серии из 25 литографий.
Для адекватного восприятия этих работ Дали, напитанных, среди прочего эротическими и даже эсхатологическими мотивами, изображающих в безупречной и фантасмогорической далианской манере (вскормленной, без сомнения, традицией Босха, Брейгеля и Гойи) похоть, чревоугодие, жадность и прочие человеческие грехи - так вот, для правильного восприятия цикла требуется небольшое введение в контекст.
Франсуа Рабле (1494–1553) занимался изучением классических языков и в 1520 году принял церковный сан францисканского монаха. От францисканцев он ушел к бенедиктинцам, а затем покинул и этот орден, сделавшись светским монахом и посвятив себя медицине и литературе.
Однако широкой известности Рабле добился благодаря своим литературным произведениям, которые полностью отражали его насмешливый и независимый характер. Первая книга о Гаргантюа и Пантагрюэле вышла в 1535 году, затем на протяжении 20 лет были опубликованы остальные четыре, последняя из которых вышла уже после смерти автора.
Литературный шедевр Рабле был жестоко осужден как Сорбонной, так и французским парламентом, "за аморальность и непристойность". По факту же книги подверглись жетской критике прежде всего за то, что являли собой яростную и вполне обоснованную сатиру, направленную против самых уважаемых и незыблемых общественных институтов - таких, например, как духовенство.
Сам бывший монах, Рабле знал о распутных нравах, царивших в среде слуг божьих, не понаслышке, он владел предметом, что называется, изнутри, и потому написанные с глубоким знанием предмета, книги его пользовались небывалой популярностью.
В 1564 году весь роман из пяти книг был опубликован посмертно. В 1565 году Ришар Бретон опубликовал в Париже «Les songes drolatiques de Pantagruel», сборник из 120 гравюр на дереве работы анонимного автора, который подписал их именем Рабле, под которым, в свою очередь, скрывался редактор и гравер Франсуа Депре.
А в 1973 наш великолепный Сальвадор Дали избрал в качестве вдохнолвения 25 графюр Депре, выполненных в гротескной манере, и пропустил их через свое собтсвенное "параноидально-критическое" мышление, после чего гротеск превратился в подлинное сумасшествие - но, надо отдать должное Дали - сумасшествие исключительно талантливое и великолепное!
Во время экскурсий мне, под настроение, случается высказывать следующую крамольную, на первый взгляд, истину: Дали был великолепным рисовальщиком, который портил свои лучшие рисунки красками - однако, глядя на мастерество художника, которое он демонстрирует в "Озорных снах", я каждый раз убеждаюсь, что утверждение мое вовсе не такое уж и "крамольное".
Итак, "Озорные сны Пантагрюэля": жадность, лень, подлость, чревоугодие, похоть, клевета, гордыня и прочие грехи, жестко высмеянные Рабле, блестяще изображенные Депре - и пропущенные сквозь варварскую сюрреалистическую мясорубку нашего бессменного "певца эротики" - Сальвадора Дали. Итог, дорогие друзья, получился пугающим и блестящим!
Write a comment