Вообще, Сальвадор Дали и его незабвенная супруга Гала предпочитали Кадиллаки - начиная с первой приобретенной ими машины, эта была мгновенная и "долгоиграющая" любовь человека и машины, продлившаяся в итоге целую жизнь. У Дали было несколько машин этой марки, и изменять ей он очевидно не собирался.
Да оно и понятно: Кадиллаки - машины хорошие, соответствующие статусу этой пары и их привычкам к определенной роскоши, если не сказать больше.
Но всякий, кто добрался до Замка Галы в местечке Пуболь (Каталония) и бродит по этому интереснейшему музею, обязателно обнаружит там довольно скромный Datsun 610 универсал симпатичного оранжевого цвета и наверняка подумает, что это автомобиль какой-нибудь прислуги, тем более, что рядом, в гараже, стоит вполне себе приличный Кадиллак с монакскими номерами, не вызывающий никаких вопросов.
Сразу видно, что это Кадиллак Сальвадора Дали. Но Datsun (который с 1983-го года станет называться Nissan). Как-то не по статусу, ей-богу. А между тем, это машина Сальвадора Дали - самая что ни на есть. И даже более того - фактически ей владела Гала, которая регулярно ездила на этой машине за покупками в Жирону.
Ну, что ездила именно Гала, это понятно: сам Дали, при всей свроей маниакальной любви к маинам и механизмом, водить авто как-то побаивался, да и прав, собственно не имел. Поэтому вначале машину водила Гала, быстро освоившая водительское искусство, а потом - Артуро Каминада, бессменный слуга и водитель звездной пары на протяжении не одного десятка лет.
Но чтобы стало понятно, почему она ездила именно на Датсуне, расскажем историю того, как этот автомобиль появился в семействе Дали.
В 1973-ем году, в пору жесточпайшего нефтяного кризиса, вызванного конфликтом на Среднем Востоке, Datsun Motor Company обратилась к четырем популярным худоникам с предложением создать рекламные плакаты для четырех самых популярных моделей. Так, Питер Херд должен был сделать рекламу для модели 610 Hardtop, Питер Макс - для 1200 Sport Coupe, Роберт Рашенберг - для 510 Two Door, а нашему усатому гению из Каталонии предложено было отрекламировать тот самый Datsun 610 Wagon - что художник с превеликим удовольствием (и за хороший гонорар) и исполнил.
Дали не стал "мудрствовать лукаво" и придумывать какие-то оригинальные идеи для плаката - зачем? Он быстро перебрал в уме набор своих излюбленных образов, "отложил в сторонку" необходимые, вороружился фотографией Датсуна, бумагой, чернилами и гуашью - и засел за дело, работая с невероятной быстротой и ловкостью.
За основу изображения Дали взял свои знаменитые мягкие часы, впервые триумфально появившиеся в картине "Постоянство памяти" (1931), добавил плоскую обширную поверхность долины Ампурдан, напоминающую дощатый пол - как, например, в картине "Головокружение" (1930), изобразил на горизонте любимые им с детства Пиренеи, насели пространство множеством своих и чужих персонажей с театрально-ренессансным "душком" (привычка, приобретенная им в Италии в годы Гражданской войны) - и получился настоящий шедевр!
Да, получился настоящий шедевр, совершенно не потребовавший от художника непомерных трудозатрат. Дали, как мы знаем, и вообще любил хвастаться, что он настолько гениален ( а точнее, сказать, божественен) что одного лишь беглого взгляда или прикосновения к предмету ему достаточно, чтобы из самой заурядной вещи создать шедевр.
Однако Дали забывал добавить, что прежде чем он "набил руку" и научился создавать шедевры походя, потребовались долгие годы ежденевного напряженного труда. Дали забыл добавить, что даже в зрелом возрасте, достигнув известности и сделавшись состоятельным человеком, эту привычку постоянно работать он так и не утратил.
И если порой он многократно пользовался своими удачными находками в попытках монетизировать их по максимуму - разве вправе мы его обвинять?
Это, в конце концов, его находки, а не какой-то там пошлый плагиат - тем более, что Датсун, которому предстояло стать Ниссаном, был весьма доволен результатом. Кстати, плакат Дали, единственный из всех, действительно понравился публике и весьма способствовал возросшему количество продаж этой модели.
Кроме того, был отснят и рекламный ролик, в котором собственной персоной фигурировал великий сюрреалист. По условиям договора, один из этих практичных и симпатичных датсунчиков" был также передан в собстенность художнику. Так у Дали оказалась дополнительная машина, которой стала пользоваться Гала.
От Замка Пуболь до Жирона - расстояние небольшое, однако не будем забывать, что Гале, когда она вперве села за руль этой машины, было уже 79 лет. Тем не менее, она вполне достойно справлялась с обязанностями водителя, как и всегда, пока однажды, несколько лет спустя, произощла маленькая авария: машина, по словам Галы, "перестала слушаться руля" и съехала в кювет.
Гала не пострадала, однако после того за руль больше не садилась - вообще. Думается, дело тогда было не в машине, а в ней самой - все-таки этой железной русской женщине было уже за 80. Впоследствии водитель Артуро Каминада просил Дали отдать эту машину ему, однако Дали заявил, что машина "принадлежит госпоже", и больше никому принадлежать не будет.
Статьи по теме:
О первом Кадиллаке Сальвадора Дали
"Взрывающаяся рафаэлевская голова"
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment