Жак Луи Давид - известные картины. В этой статье мы представим самые известные и значимые работы французского художника Жака Луи Давида, который вошел в историю живописи как создатель не одного, а сразу четырех стилей французского искусства: революционного неоклассицизма, стиля Директории, Консульства и Империи ( всем нам известного ампира).
Давиду довелость жить в эпоху величайших революционных потрясений, в которых он принимал самое деятельное участие. Активный якобинец, сторонник казни короля, при Наполеоне, преданным поклонником которого он являлся, Давид стал первым придворным художником, и влияние его на жизнь Франции той поры простиралась далеко за пределы искусства.
И все-таки - при всей активности политической позиции главным для Давида всегда оставалось творчество, которое неразрывно связано с биографией художника и отражает, как в зеркале, стремительную смену убеждений и идеалов всей Франции, да, пожалуй, и Европы той поры.
Итак, самые известные работы Жака Луи Давида!
1. Клятва Горациев (1784)
Клятва Горациев (1784) - один из тех шедевров Лувра, ради которых, собственно, и ходят в этой величайший в мире музей. Безусловно, стОит отдать деньги за билет уже только ради того, чтобы добравшись до 75-го зала на 1-ом этаже галереи Дерен, увидеть этот монументальный (330 х 425 см) шедевр Жака Луи Давида.
Даже мы, являющиеся, как известно, поклонниками более поздней живописи, оказавшись в свое время перед "Клятвой Горациев", почтительно оцепенели: перед нами была Красота в чистом виде - та самая, что не нуждается в доказательствах и существует сама по себе, как случайное или намеренное воплощение идеала.
Это не только наше мнение - были и еще люди... Давид работал над "Клятвой Горациев" в Риме, где Академия Святого Луки предоставила ему на длительный срок мастерскую. Летом 1785-го после месяцев напряженного труда картина была закончена, и когда публику допустили в мастерскую - Жак Луи впервые в своей жизни познал, что такое настоящий успех...читать полностью
2. Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами (1799)
Это монументальное полотно (385 х 522) Жака Луи Давида, в свое время ставшее целым событием в культурной жизни Парижа, в наши дни находится в Лувре, на первом этаже, в 75-ом зале - и служит непосредственным доказательством того, что Лувр на самом деле - величайший из художественных музеев мира.
Центральный женский персонаж холста - Герсилия, жена Ромула, вставшая между отцом и копьем, которое уже занес ее муж. Давид великолепно продумал инсценировку этой античной темы, построив фризообразную композицию в духе античных рельефов.
Кроме того, по примеру древнегреческих мастеров, художник воспевает красоту полуобнаженного тела и искусно пользуется драпировкой. Кстати, впоследствии мэтр европейского романтизма Эжен Делакруа беззлобно подсмеивался над этой "обнажёнкой", заявляя относительно фигуры Ромула: не так удобно, должно быть, сражаться, имея из одежды только шлем!"...читать полностью
3. Портрет мадам Рекамье (1800)
Эта работа интересна прежде всего как "канонический" образчик живописного искусства в так называемом "стиле Директории", который можно определить как вариант неоклассицизма - но в более суровом и даже аскетичном проявлении. И если рассматривать вопрос о роли и значимости художника в современном его бытии - "Портрет мадам Рекамье" может служить наглядным доказательством того, что роль эта бывает безграничной.
В те смутные годы Давид был абсолютным законодателем мод, своими картинами задавая тон во всём - от женских причесок до мебели. Так, поз воздействием "Портрета мадам Рекамье" парижанки той поры стали носить платья, стилизованные под римские туники, торшеры в римском стиле, изображенные на картине, мигом вошли в моду, а кушетка, на которой возлегает нежная мадам Рекамье, и вовсе сделалась хитом продаж.
Все утонченные дамы высшего света захотели себе такую же, и она стала неотъемлемой деталью интерьеров светских гостиных, а фамилия прекрасной Жюли - Рекамье - перекочевала из разряда имен собственных и сделалась название целой армии схожих предметов мебели...читать полностью
4. Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года
"Коронация Наполеона", написанная знаменитым Жаком Луи Давидом в 1805 - 1808 годах - еще один шедевр Лувра, не увидев который, вы, увы, не сможете с чистой совестью воскликнуть: "Да, я был в Лувре и видел всё, что заслуживает внимания!"
Впрочем, мимо этой картины, выставленной в 75-ом зале галереи Денон, вы в любом случае не пройдете: для этого она слишком велика! 621 х 979 см - оцените размеры холста!
Кстати, под стать холсту и название. "Коронация Наполеона" - это сокращенный вариант для плебеев. Полное название этой громадины не менее грандиозно, чем сама картина: "Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года".
Давид, находившийся в чудесных отношениях с Наполеоном, получил ценные указания на предмет будущей картины уже в сентябре 1804-го, а через две с половиной недели после самого события, растянувшегося на пять часов, приступил к ее написанию, растянувшемуся на два с лишним года. Известно, что в качестве своеобразного образца для подражания Давид избрал "Коронацию Марии Медичи" Рубенса...читать полностью
5. Смерть Марата (1793)
"Смерть Марата" - одна из самых известных картин Жака Луи Давида, посвященных Французской Революции. Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из вождей якобинского террора, участником которого являлся и сам Давид.
Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.
Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «Марату, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше. Среди исследоватлеей также бытует мнение, что эпизод с запиской был полностью выдуман Давидом для придания картине искомого мелодраматического эффекта.
Поза Марата и местоположение раны напоминают образ Иисуса в момент снятия с креста. Бытовое убийство художник превращает в сцену мученичества. Положение правой руки Марата напоминает аналогичную деталь в знаменитой картине «Погребение Христа», или «Положение во гроб», работы Караваджо.
6. Бонапарт на перевале Сен-Бернар (1801)
Давид далеко не один раз изображал Наполеона Бонапарта как генерала, сначала консула, а затем императора. На конном портрете «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» первый консул Наполеон представлен истинным вождем, бросающим вызов не только врагу, но и природе. В мае 1800 года генерал Бонапарт возглавил переход Итальянской армии через перевал Сен-Бернар, распопложенный на довольно приличной высоте в Альпах.
В этой картине академический метод с тщательной проработкой деталей, свето-теневой моделировкой формы, «гладкой манерой» живописи и тонкостью цветовых отношений впервые во французском искусстве органично соединяется с романтическим содержанием. Давид, таким образом, предстает здесь в качестве родоначальника нового художественного направления: романтизма.
Произведение было создано в период, когда Наполеон был первым консулом Французской республики, поэтому портрет генерала сильно идеализирован, а композиция предельно театрализована. Иными словами, картина эта создавалась не как изображение конкретного эпизода военного похода, а в качестве портрета романтического героя.
Романтическую приподнятость придаёт полотну, композиция которого смело развёрнута по диагонали, природный фон: конь вздыблен (по образу и подобию «Медного всадника», кругом крутые горные обрывы, снега, дует сильный ветер и царит непогода. Внизу, если приглядеться, можно увидеть высеченные имена трех великих полководцев, которые проходили этой дорогой — это Ганнибал, Карл Великий и сам Бонапарт.
7. Смерть Сократа (1787)
Давид избрал момент, когда Сократ в окружении учеников берёт из рук палача чашу с ядом. За помощью художник обратился к учёному-эллинисту Р. Адри, который в своём письме Давиду от 6 апреля 1786 года передавал подробности гибели философа. Адри посоветовал разместить в изножье ложа погружённым в раздумье Платона (на самом деле заболевший в тот день Платон отсутствовал), изобразить Критона, более открыто выражающего свои чувства, и, наконец, самым экспрессивным из всех присутствующих представить Аполлодора.
Ещё во время первой поездки в Рим художник начал изучать изображения погребальных сцен и зарисовывать их, что впоследствии очень ему пригодилось в работе над многими своими картинами. В "Смерти Сократа" Давид исследует отношение философа к смерти.
Сократ актуализирует в акте смерти своё учение: он спокоен, потому что он видит смерть как отдельную, реальную сферу, отличное состояние бытия от жизни, но совсем не конец бытия. На самом деле, в «Федоне» Сократ, похоже, больше озабочен тем, как Критон справится со своей смертью, чем своим собственным благополучием. На картине жест Сократа показывает нам, что он всё ещё учит, даже в момент перед своей смертью.
Write a comment