В этой статье мы вспомним кое-какие интересные факты, связанные со статуей Давида работы Микеланджело Буонарроти. В наши дни "Давид" повсеместно воспринимается не только как главная работа Микеланджело или один из ключевых шедевров эпохи Высокого Возрождения - но и как вершина человеческого гения в искусстве вообще.
Проводя аналогии с близким жанром, "Давид" в скульптуре - это ничуть не меньше, чем "Мона Лиза" в живописи - хотя вряд ли нервному и конфликтному Микеланджело понравилось бы такое сравнение.
"Титан" Возрождения был известен своими перепалками и с Леонардо, и с Рафаэлем - что не помешало ему стать одним из самых великих. Итак, интересные факты о "Давиде" Микеланджело!
1. Когда Микеланджело приступил к работе над Давидом, ему было всего 26 лет!
Да, на момент подписания заказа - это случилось 16 августа 1501 года - Микеланджело было всего 26 лет. Кажется, совсем зеленый юнец - но это с какой стороны посмотреть!
Не стоит забывать, что к тому времени молодым человеком из обедневшей дворянской семьи уже были созданы, среди прочего, такие шедевры, как "Бахус", "Ангел с подсвечником" и даже "Ватиканская Пьета".
Не следует забывать, что люди в ту пору в среднем жили меньше, чем сегодня, и потому взрослели рано. Так, Микеланджело уже в 12-летнем возрасте начал обучение в мастерской Гирландайо, затем перешел к Бертольдо ди Джованни и уже в 1492 году смог создать такую зрелую работу, как Распятие церкви Санто Спирито. Так что к 1501 году это был вполне сложившийся мастер, имевший за плечами солидный опыт работы и заказов.
2. Работа над "Давидом" началась, когда Микеланджело еще не родился
Задумка изваять статую давида вместе с одиннадцатью другими ветхозаветными персонажами возникла еще в середине 15-го столетия, в те далекие времена, когда мать Микеланджело еще не помышляла о замужестве с его будущим отцом.
Инициатором создания цикла скульптур, каковым надлежало украсить знаменитой флорентийский "Дуомо", выступила гильдия торговцев шерстью. Благодаря ее услилиям, к 1464 года удалось выполнить лишь две скульптуры, одну из которых изваял Донеталло, а другую его ученик Агостино ди Дуччо.
Что касается статуи "Давида" - работа над ней не заладилась с самого начала. Донателло вскоре умер, а его ученик отошел от проекта, едва успев начать обтесывание ног фигуры. Огромная глыба мрамора из карьеров Каррары, прозванная местными жителями "Гигантом", оказалась совершенно заброшенной на долгие десятилетия.
3. Родись Микеланджело 10 годами позже - заказ на "Давида" он мог бы и не получить
Да, Микеланджело родился как раз вовремя, чтобы вырасти, выучиться и подоспеть к прославившему ему в веках заказу в самый, можно сказать, критический момент.
Всё дело в камне. Мрамор - исключительно красивый материал, однако воздействие осадков сказывается на нем самым пагубным образом. Десятилетиями глыба мрамора, предназначавшаяся для "Давида", находилась под открытым небом, и год за годом буквально таяла на глазах у равнодушных флорентийцев, рискуя оказаться окончательно непригодной, когда о ней, наконец, вспомнят.
И так на предмет пригодности глыбы для скульптуры возникли серьезные сомнения. Перед тем, как Микеланджело получил заказ, кураторы "Дуомо" проконсультировались со всеми знаменитыми мастерами того времени, включая Леонардо да Винчи - и лишь после того, как эксперты признали статую годной к доделке, заказ был поручен молодому амбициозному Микеланджело.
4. "Давид" Микеланджело - образец иконографической революции!
Да, "Давид" в подаче Микеланджело - сплошное иконографическое новшество. Заурядные мастера следуют давно сложившейся традиции, великие - ломают ее и создают новую. Задолго до рождения Микеланджело существовал устоявшийся канон, согласно которому Давида было принято изображать в момент триумфа над мерзким великаном Голиафом.
Вспомним бронзового "Давида" работы того же Донателло, где весьма женоподобный Давид элегантно поставил свою изящную ножку на только что отрубленную голову Голиафа.
Совсем иначе подошел к этой конфликтной библейской ситуации Микеланджело - он изобразил своего Давида в момент перед битвой, а не после ее. И, как ни странно, это работает куда лучше! Достаточно покружить вокруг атлетичной фигуры, излучающей спокойную уверенность, а после заглянуть в глаза "Давиду" Микеланджело, и сразу станет понятно: Голиафу вот-вот не поздоровится!
Как видим, отсутствие всякого "трэша и мочилова" в виде отрубленных голов работает куда лучше, чем присутствие - если подойти к задаче умеючи. Микеланджело, невзирая на свой юный возраст, безусловно, знал, что делает!
5. Микеланджело выполнил заказ так хорошо, что лишил скульптуру религиозного значения!
Да, слишком хорошо - это иногда хуже, чем плохо. Еще в то время, когда Микеланджело закончил своего Давида не полностью, его работу пришили оценить другие флорентийские мастера, и большинство из них сошлись на том, что общегражданская идея скульптуры начисто перевешивает ее религиозное значение!
Именно поэтому "Давида" Микеланджело решено было разместить не близ собора, для которого, ее, собственно, и заказывали, а в лоджию Ланци, где заседал городской совет.
Отныне "Давид" призван был наглядно воплощать героическую борьбу флорентийского народа против тирании.
6. Ради художественных целей Микеланджело лишил "Давида" одной мышцы!
Вероятно, это подозревали (чувствовали на уровне инстинкта) уже давно, однако научно доказали лишь в наше время: для достижения большей художественной выразительности Микеланджело пошел на искажение пропорций фигуры Давида в верхней части статуи.
Один из современных ученых, воспользовавшись новейшими средствами, дарованными ему наукой, провел сверхточные измерения и доказал, что между правой лопаткой и позвоночником у "Давида" действительно не хватает одной мышцы!
7. Невзирая на иудейское происхождение, "Давид" Микеланджело не обрезан!
Здесь Микеланджело, несмотря на всю свою склонность к новаторству, решил не отступать от общей ренессансной традиции и изобразил своего "Давида" необрезанным. По этой причине уже в 20 веке власти Иерусалима негативно отнеслись к предложению флорентийцев принять у них слепок со статуи.
В общем, их можно понять: какому израильтянину понравится, что герой израильского народа изображен в виде итальянского юноши эпохи Ренессанса, явно их хорошей семьи, да еще и необрезанного!
Искусство - что взять... Не всегда историческая правда соответствует целям и задачам творца.
8. "Давид" Микеланджело на площади Синьории - копия, а не оригинал!
В 1873 году власти Флоренции, наконец, сообразили, что "Давида" нужно в срочном порядке "прятать" - и перенесли статую в один из залов Академии изящных искусств. К 1910 году была изготовлена копия "Давида", которая и заняла место оригинала на площади Синьории.
Что касается оригинала, в 2003-2004 годах он подвергся тщательной реставрации, в ходе которой был очищен он многослойных загрязнений, накопившихся на мраморе за долгие столетия. Так что сейчас "Давид", можно сказать - как новый, если не считать одного прискорбного факта.
9. "Давид" Микеланджело не избежал атаки вандала
Это случилось еще до реставрации, в 1991 году. Помешавшийся на почве искусства маньяк внезапно набросился на "Давида" с молотком и, прежде чем был нейтрализован охранниками, успел-таки нанести ветхозаветному герою несколько чувствительных ударов молотков, повредив статуе пальцы левой ноги.
Наш авторский путеводитель по Театру-музею Дали
Статьи по теме:
Знаменитые картины Диего Веласкеса
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Самые дорогие картины Сальвадора Дали
Write a comment