Картина "Рассвет" (69 х 44 см; дерево, масло) была написана Сальвадором Дали в 1930-ом году и принадлежит к целой серии очень схожих между собой работ каталонца созданных в ту славную пору "зари сюрреализма": "Имперский монумент женщине-ребенку", "Освернение гостии", "Фонтан" и т. д.
Все вышеперечисленные картины объединены схожим сюжетом, техникой исполнения, образным рядом, колоритом и вообще почти неотличымы друг от друга как близнецы-братья - однако внимательный поклонник творчества Дали, решивший исследовать "Рассвет" поподробнее, рискует сломать себе мозг или, во всяком случае, изрядно его вывихнуть.
Дело в том, что надпись на постаменте, размещенная под двумя соединненным ключами, гласит: "Salvador Dali 1923". И благодарный зритель будет страдать от разрывающего ему душу противоречия: известно, что в 1923 Дали был далек от сюрреализма и создавал иные во всех отношениях картины - а тут вдруг сам Маэстро ясно дает понять, что это не так...
Поспешим успокоить: доверять тому, что написано рукой Сальвадора Дали на его же работах, в особенности, когда речь идет о датировке - однозначно не стоит. Мы не раз уже указывали на эту забавную и коварную особенность художника: проставлять на своих картинах совершенно нелепые даты, не соответствующие действительному году создания той или иной работы.
Конечно, открытым остается вопрос: делал это Дали по рассеянности или намеренно, чтобы окончательно запутать потомков (современников он запутал на целых полвека так, что все прожили целых полвека в сплошном сюрреалистическом угаре). Но Дали, как известно, давно покоится под куполом своего Театра-музея, и посему ответ на этот вопрос нам не узнать никогда.
Что до самой картины "Рассвет" - она, подобно всем другим работам этого периода, содержит богатый набор образов-символов, трактующих, прежде всего, два важнейших и самых судьбоносных события в жизни каталонского художника, неразрывно связанных между собой: знакомство с Галой и изгнание Дали из отчего дома.
Первое событие, определившее весь ход дальнейшей жизни и карьеры Сальвадора - знакомство с Галой - повлекло за собой другое: отец Дали решительно восстал против "недостойной" связи сына с замужней, много старше Сальвадора, женщиной, и, в конце концов, поставил сына перед выбором: любо любящая Сальвадора и заботящаяся, прежде всего, о нем, семья - либо эта "ужасная" женщина, которую отец Дали именовал не иначе, как "Ля Мадам", вкладывая в это прозвище все презрение, на которое только был способен.
Сальвадор, как известно, выбрал "Ля Мадам", что естественным образом повлекло бурное изгнание его из родительских пенатов и даже лишение наследства. Дали, без гроша в кармане, оказался выброшенным на улицу, имея, к тому же, на попечении спутницу жизни, привыкшую к определенному комфорту - спутницу, соития с которой он и жаждал, и мучительно боялся одновременнно.
Именно эти события и переживания, которые они повлекли за собой, и определили всю тогдашнюю тематику творчества молодого Дали, послужив основой сюжета для многочисленных работ 1930-31 г.г.
Знамеенитая голова "Великого Мастурбатора", впервые появившаяся в картине "Мрачная Игра" (1929), муравьи, львы, кузнечики (выражение страстного желания и боязни секса одновременно); женская голова в форме кувшина (символ женской сексуальности); ключи (символизирующие исследование и раскрытия тайн подсознания, но точно также наполненные и сексуальным смыслом, в качестве фаллических символов); стилизованная колонна, напоминающая о руинах Ампуриаса (греческого поселеления неподалеку от Фигераса, где родился Дали) в сочетании с плоским пустынным ланшафтом...
Все эти детали кочуют в то время из картины в картину, формируя устойчивый образный язык молодого Дали, основанный на трудах Зигмунда Фрейда и глубочайшем исследовании собственной противоречивой, ущербной и в то же время гениальной личности...
Разумеется, голова "Великого Мастурбатора", повторенная в тысячу первый раз художником, вряд ли вызовет чувство новизны - однако работы Сальвадора Дали (и в частности, картина "Рассвет") сильны не этим. Удивительной особенностью сюррелистических вещей Дали является высочайшее мастерство, с которым они написаны, и сила из воздействия на зрителя, когда видишь их в оригинале.
В жизни у меня часто случалось так, что я восхищался какой-то вещью (какого-нибудь художника) заочно, зная ее лишь по репродукции, мечтал увидеть ее вживую, а когда этот момент все-таки приходил, я часто испытывал разочарование - оригинал, черт бы его дери, совсем не оправдывал ожиданий.
Так вот, в случае с работами Дали все и всегда бывает наоборот: оригинал настолько превосходит репродукцию и самые смелые ваши ожидания, что часто попросту "зависаешь" всего у одной вещи - не в силах понять, как это было сделано. Разумеется, как и у всякого профессионаьлного художника, у Дали полно второстепенного "барахла", однако здесь мы говорим о серьезных вещах художника - и картина "Рассвет" несомненно из их числа.
Статьи по теме:
Гала и Дали - история знакомства
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе
Write a comment