«Смерть скупца» (также известная как «Смерть ростовщика») - картина Иеронима Босха в стиле Северного Возрождения, созданная между 1495 и 1510 годами. Изначально произведение было частью триптиха, в целом виде до наших дней, увы, не добравшегося.
Тем не менее, по формату, вытянутому по вертикали, и по своим размерам (92,6 х 30,8 см) она соответствует составленным вместе картинами "Корабль дураков" и "Аллегория чревоугодия и любострастия", что позволяет предположить, что когда-то эти и утраченные части составляли триптих "Семь смертных грехов".
Сюжет этой и многих других работ Иеронима Босха навеян крайне популярным в 15 веке богословским трудом Ars moriendi - "Искусство умирать", который являлся ничем иным как "руководством по правильной смерти". Авторы книги, прекрасно осознавая греховность человеческой природы, справедливо полагали, что на смертном одре испытания двуногого "царя природы" отнюдь не заканчиваются.
Напротив - в этот ответственный момент слабого, прожившего всю свою никчемную жизнь во грехе человека с особенной силой начинают одолевать всевозможные бесы, которым, в свою очередь, пытается противостоять ангел-хранитель, в обязанности которого входит даровать человеку силы противостоять скопищу демонов.
Согласно сюжету книги, ангел все-таки помогает человеку справиться с силами зла, и под их злобно-недовольное завывание возносит душу человека в Рай. Что до картин Босха - он явно считал этот "хэппи энд" спорным - если исходить из сатирически-пессимистической направленности его работ.
На картине Иероним Босх изобразил высокую спальню с готическим сводом, где на подиуме находится тот самый "сммертный одр", на котором готовится к переходу в мир иной отъявленный грешник - скупец.
В дверь, расположенную слева от кровати с пологом, вежливо заглядывает смерть, а ангел-хранитель, о котором шла речь выше, пытаюется обратить взгляд умирающего к оконной нише с распятием - но где там!
Одинокому, как шест среди пустыни, ангелу противостоит целая группа отъявленных бесов. Один из них, высунувшись из-под полога, услужливо протягивает умирающему мешок с золотом; другой, на переднем плане, непринужденно облокотился на барьер с лежащей на нем красной мантией и рыцарскими доспехами, расположенным рядом: указание на высокие чины, знатное происхождение и власть, которые, так уж получилось, с собой на тот свет не заберешь.
Нагими мы пришли в этот мир, и нагими его покинем - истинность этой печальной аксиомы никто не отменял.
Следует отметить, что на переднем плане изображен еще один скупец, пока еще не собравшийся умирать и любовно перебирающий сокровища в денежном сундуке. В другой его руке совершенно не случайно находятся четки - таким образом Босх напоминает зрителю о выборе жизненного пути, который нужно делать не в конце жизни, а несколько ранее - если в долгосрочной перспективе действительно предполагается попасть в рай.
"Жизнь, это то, что происходит с тобой, пока ты увлеченно строишь планы на будущее" - совершенно справедливо заметил в свое время Джон Леннон. Решение самых важдных вопросов мы традиционно откладываем на потом, не в состоянии понять, что никакого "потом не будет" - однажды скрипучая тележка нашей жизнь уткнется в глухую стену под названием "смерть", и, скорее всего, это будет "сюрпризом".
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно.
Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр! В этих драгоценных россыпях легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Write a comment