О печальных и трагических обстоятельствах, сопровождавших незапланированную смерть каталонского архитектора Антонио Гауди, мы уже начали говорить в статье "Антонио Гауди - обстоятельства смерти" (Первая часть) - что же, продолжим.
Сейчас речь пойдет о феномене, который лично для меня до сих пор остается непостижимой загадкой - о внезапном переломе в массовом сознании, который начался уже на следующий день после того, как Гауди в бессознательном состоянии был доставлен в больницу Святого Креста, где его поначалу приняли за безымянного бродягу.
Он без сомнения был - этот перелом. Звезды в небе расположились таким особенным образом, что все, от мала до велика, в Барселоне и за ее пределами, стали разом, внезапно и вдруг, всё более утверждаться в мысли, что в нищенских интерьерах готической больницы Святого Креста умирает кто-то необычайно важный, если не сейчас, то впоследствии - кто-то, кому много лет спустя предстоит в корне изменить судьбу целого города - да и только ли города?
Но здесь, я думаю, будет уместно обратиться к газетной хронике тех печальных и знаменательных дней - все измышления нас, потомков, сколь бы хороши они ни были, ни в какое сравнение не идут с живыми свидетельствами того времени.
Вот что писала в разделе "Хроника дня" газета "La Vanguardia" от 9 июня 1926 года:
"Вначале, поскольку сеньор Гауди, находившийся в бессознательном состоянии, не мог говорить, медперсонал, оказывавшимй ему первую помощь, не смог идентифицировать личность пострадавшего, и он был опознан позже, в больнице Святого Креста, дежурным медиком.
Поскольку сразу определить степень тяжести состояния, в котором находился пациент, не представлялось возможным, интенсивную медецинскую помощь ему начали оказывать значительно позже. Утром 8 июня по распоряжению дежурного врача Антонио Гауди перевели в отдельную палату (единственную на всю больницу).
Доктора Тренчес и Бош провели детальный осмотр пострадавшего, в результате чего был выявлен перелом трех ребер с левой сторроны тела, а также сильный ушиб правой ноги - однако эти повреждения не представляют серьезной опасности для жизни и здоровья пациента.
Главная опасность заключается в кровоизлиянии в мозг, причиной которого стала полученная при столкновении с трамваем травма черепа. Тяжесть положения больного усугубляется его преклонным возрастом.
Как только мэру Барселоны стало известно о прискорбном происшествии с сеньором Гауди, он тут же послал в больницу Святого Креста одного из своих помощников, сеньора Рибе, с предложением любой необходимой помощи.
Поначалу предполагалось переместить сеньора Гауди в частную клинику доктора Рибаса-и-Рибаса, однако сотрудники больницы Святого Креста дали понять, что в тяжелейшем состоянии, в котором находится пострадавший, это было бы крайне нежелательным - к тому же, как было обещано, в больнице Святого Креста ему будет обеспечен постоянный и самый тщательный уход и круглосуточный медицинский надзор с привлечением лучших врачей Барселоны.
Печальная новость быстро разлетелась по всему городу, и весь день 8 июня в госпиталь приходили толпы людей, чтобы справиться о здоровье пострадавшего. В полдень сеньор Гауди пришел в себя и сразу же выразил желание причаститься и принял Святое Причастие с присущим ему глубоким религиозным чувством, свойственным ему на протяжении всей жизни, в присутствии персонала медицинского учреждения и многочисленных посетителей.
Знаменитый пациент, на протяжении всей церемонии являвший собой образец истинной силы духа, сразу по завершении ее впал в бессознательное состояние, в котором находился до того.
Попечительский совет искупительного храма Святого Семейства просит всех друзей, чтобы они помолились за выздоровление архитектора Антоно Гауди-и-Корнета, а также выражает глубокую благодарность всем за поддержку в тяжелую минуту, и в особенности - персоналу больницы Святого Креста. Будем же молиться за исцеление знаменитого пациента!
В семь часов вечера больной почувствовал некоторое улучшение, пришел в себя и даже съел немного йогурта, после чего заснул покойным и тихим сном. Позже вечером того же дня, больного навестили граф Гуэль, архитектор Жоан Марторель и маркиза де Кастельдосриус.
В холле больницы установили специальный столик с листами бумаги, чтобы многочисленные посетители, продолжающие прибывать в больницу, чтобы узнать о текущем состоянии больного, могли оставить там свои записи с просьбами об исцелении сеньора Гауди."
Уважительно-предупредительный тон статьи - на фоне абсолютного безразличия к персоне Гауди во все предыдущие годы - уже говорит о многом.
Между тем, состояние Гауди продолжало оставаться тяжелым, и к утру следующего дня только ухудшилось.
Привести в сознание его не удавалось. 10 числа начались перебои в работе сердца, и состоявшийся в середине дня консилиум констатировал, что надежды на выздоровление архитектора практически нет.
В то же время росла, подобно снежному кому, степень интереса к состоянию Антонио Гауди. То и дело в больницу названивал мэр Барселоны, интересуясь самочувствием архитектора.
Полетели телеграммы из столичного Мадрида, среди прочих - от самого короля (!); о самочувствии архитектора справлялись все значимые административные персоны города; аббат обители Монсеррат, сеньор Суньоль; политик и бизнесмен Пере Мила-и-Кампс, для которого когда-то архитектор выстроил доходный дом, ныне известный, как "Ла Педрера"; целый выводок семейства Гуэль....
Поток простых барселонцев, которые шли и шли к больнице Святого Креста, и вовсе сделался непрерывным - но ничего нельзя было изменить. Сердце Гауди отказывалось работать.
Архитектор умер вечером 10 июня - к этому времени, кажется, весь мир с замиранием сердца следил за его последними часами. Никогда за всю свою жизнь Гауди не был столь популярен, как в эти последних три дня.
Когда известие о смерти его разнеслось среди горожан, вся Барселона погрузилась в траур. Такого искреннего и массового проявления всеобщей скорби барселонская столица не знала уже давно.
Настало время готовиться к похоронам...
В этой связи мне вспоминаются слова Джона Леннона, как-то сказавшего: "Когда ты умер, и над тобой два метра земли - тебя любят все. Так и в случае с Антонио Гауди - чтобы удостоиться этой массовой, походившей на истерию любви, ему потребовался сущий пустяк - попасть под трамвай и умереть.
Тело усопшего в простом дубовом гробу без всяких украшений было выставлено в часовне больницы Святого Креста - и бесконечный людской поток шел и шел проститься с Гауди весь день 11 и большую часть дня 12 июня - вплоть до начала похоронного шествия.
С самого утра во всех церквях города служились траурные мессы. Мрачный колокольный звон в две оповещающих о смерти ноты стоял над Барселоной.
В соответствии с последней волей покойного, саму церемонию похорон решено было устроить без всякой пышности и официоза, которые сам Гауди так не любил при жизни.
Наличие конных полицейских - не в праздничной, а обычной форме - сочли необходимым лишь для обеспечения порядка, что было совершенно необходимо, учитывая огромное количество горожан, решивших принять участие в траурном шествии.
12 июня в 17-00 траурная процессия выдвинулась за пределы больницы через портал. выходящий на улицу Кармен, проследовала до бульваров Рамблас, и начвала спускаться по ним в напраавлении моря, после чего повернула на улицу Ферран.
Количество следовавших за гробом Антонио Гауди не поддается никакому учету - фотографии позволяют наглядно убедиться в этом.
По улице Ферран процессия добралась до площади Святого Иакова (в те времени она называлась площадью Конституции), а затем по улице Епископа поднялась до уровня Кафедрального Собора.
Через портал Святой Евлалии гроб с телом Гауди внесли в храм, где состоялась церемония отпевания.
После отпевания гроб с телом ахритектора вынесли через главный портал Собора, установили на катафалк, и процессия двинулась в направлении Храма Святого Семейства.
Новая площадь, улица Арок, площадь Святой Анны, улица Портал Ангела, площадь Каталонии, проспект Грасиа, улица Касп, проспект Святого Иоанна, улицы Валенсия и Сардиния и, наконец, Храм Святого Семейства - такова траектория этого печального маршрута.
Гауди похоронили в крипте храма, в капелле Святой Кармен, большим приверженцем которой он всегда являлся.
Примечательно, что он упокоился в основании храма, строительство которого считал главным делом всей своей жизни - как краеугольный камень великого проекта, который до сих пор не завершен и который привлекает в Барселону миллионы туристов...
Но все это: мировая известность, толпы туристов, признание гениальности, даже процесс канонизации, инициированный поклонниками Гауди - все это случилось много позже.
Потому что, похоронив - с тем непостижим энтузиазмом, в котором явственно просматриваются элементы массового психоза - Гауди снова забыли.
Истинная слава и признание пришли к нему много позже - и теперь, я уверен, надолго. Навсегда - потому что архитектор Антонио Гауди всячески этой славы заслуживает.
Автор статьи - Сергей Захаров, совместно с супругой и коллегой Татьяной - создатель экскурсионного бюро "Барселона-Экскурс", писатель. При перепечатке материалов обязательна активная ссылка на источник. Подробнее узнать о наших книгах и купить их можно в разделе "Где и что прочесть".
Приглашаем на наши авторские экскурсии, посвященные творчеству Антонио Гауди. Откроем тайны, развенчаем мифы, расскажем правду - обещаем полное погружение в удивительную Вселенную Антонио Гауди!
Статьи по теме:
Как погиб Антонио Гауди (начало)
9 интересных фактов о Саграда Фамилия
Write a comment