"Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера" - картина Сальввдора Дали, в которой прием "двойного образа" доведен художником до совершенства. Сам Дали также считал его очень удачным и впоследствии не раз воспроизводил его в других своих работах, включая гораздо более позднюю картину "Галлюциногенный торреадор", ставшую своеобразным "подведением творческих итогов".
Картина "Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера" была написана Сальвадором Дали в 1940-ом и в настоящее время украшает экспозицию второго по значимости музея, посвященного творчеству Сальвадора Дали, в мире (после, разумеется, Театра-музея в Фигерасе) - речь, конечно же, о музее в Сент-Питерсберге (Флорида).
Да, надо признать, Элеонора и Рейнольд Морз, основатели этого чудесного заведения, собрали за годы дружбы с Дали потрясающую коллекцию, и "Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера" (46,5 Х 65,5 см, холст, масло) - её безусловное украшение.
Это Дали, порвавший с сюрреалистами и находившийся на пике своего "параноико-критического" периода, в котором прием "двойного образа", как известно, являлся одним из самых действенных инструментов. Да, мы помним, что Бретон, основатель кружка сюрреалистов, изгнавший в свое время каталонца из славных рядов своего движения, и раньше упрекал Сальвадора Дали в том, что, чрезмерно увлекаясь двойными образами", он заигрывается, превращая творчество в процесс создания эффектных головоломок. В этих словах "отца сюрреализма" есть, безусловно, доля истины - но всего лишь "доля"!
Высочайший уровень технического мастерства, скрупулезно точное, подобное фотографии, воспроизведение "галлюцинаторных явлений" вкупе с тщательной продуманностью композиции - совокупность этих факторов однозначно выводит картины Дали из разряда эффектных пустышек. Это необычайно яркий мир грез и фантастических видений, восстановленный на холсте рукой большого мастера.
Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера - описание
На переднем плане слева мы видим Галу - музу и супругу, а по соместительству и богиную Сальвадора Дали. Гала Дали только что из ванной или душа, а может быть, после купания. Волосы ее влажны и не уложены, голова повязана на скорую руку тюрбаном. Гала полуодета, что дает нам возможность полюбоваться ее небольшой упругой грудью с задорно вздернутым соском - помним, что грудь Гала восхищала Дали едва ли не так же сильно, как и ее ягодицы.
Судя по фотографиям, которые подтверждают, что в своих картинах Дали, изображая супругу, старался быть документален - ей-таки было чем гордиться. Все-таки на этой картине Гала уже 46 - то есть, возраст "ягодки опять". Гала сидит, облокотившись на край накрытого красной бархатной скатертью стола, глядя в направлении большей из двух арок, расположенной справа.
Арка, поменьше, слева - сквозная, а правая арка - их тех, что принято именовать "слепыми". Правда, в ней имеются прорехи-отверстия, сквозь которые с обратной стороны вливается яркий солнечный свет. На фоне его отчетливо видны персонажи невольничьего рынка - и собственно рабы, и пара раскормленных мордатых купцов в нарядных одеяниях с пышными белыми воротниками. Так?
Конечно же, так! Но стоит лишь самую малость изменить угол зрения или прищурить глаза, и купцы с рабами исчезнут, а перед нами, пугая внезапной реальностью, появится бюст Вольтера работы Годена. Впрочем, это я увидел когда-то эту картину впервые именно так! У вас, возможно, все будет иначе: сразу саркастичный и едкий старик Вольтер, а потом уже перонажи невольничьего рынка - это уж как у кого настроено воображение.
Это, кстати, не единственный двойной образ в картине. Присмотритесь к вазе справа: лежащую в ней грушу вполне можно воспринимать как часть горного склона вдали на горизонте, а сливу - как ягодицы женской, повернутой к нам спиною фигуры. Поистине, изобретательность Дали не знает границ - но это, по моему глубокому убеждению, вовсе не "игра ради игры".
Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера - очередная ода Гале
Игрой ради игры, если уж на то пошло, занимался в 16-ом веке Арчимбольдо, уже тогда создававший двойные образы - но Дали в свои-образы перевертыши вкладывает большой внутренний смысл. Впрочем, не "вкладывает", а открывает.
Вольтер - это скептицизм, возрастающий до нигилизма, смягчить который не может даже едкая ирония, в то время как невольничий рынок выступает символом пустой и бессмысленной суеты повседневности. И то, и другое, во мнении Дали - одинаково страшное зло, от которого Сальвадора избавила раз и навсегда та, единственная, которая никогда не суждено "исчезнуть" - Гала.
Собственно, "Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера" - это очередная задокументированная в виде картины порция восхищения художника своей супругой. Каталонец, при всей своей амбициозности и мании величия, всегда помнил, кто наполнил его жизнь новым смыслом и изменил ее до неузнаваемости - и десятки лет осуществлял множественную фиксацию этого факта посредством своих замечательных картин.
Да, к концу совместно прожитых пятидесяти трех лет жизни отношения между Сальвадором и Галой были вовсе не так безоблачны, как в начале полувекового пути - но это вовсе не означало, что они перестали быть необходимы другу другу, как воздух...
Статьи по теме:
Погружение в Театр-музей Дали - книга-путеводитель
Write a comment